Журналисты Газеты "Гудок" попробовали разобраться с чем связаны участившиеся случаяи аварий и гибели людей на железной дороге.
Анализ случаев грубых нарушений безопасности движения поездов, допущенных на сети, показывает, что более половины из них происходят из-за нарушения регламента переговоров между локомотивной бригадой и работниками Дирекции управления движением
Соблюдение регламента переговоров и установленных скоростей движения поездов по станциям и перегонам – основные требования, которые должны выполнять локомотивные бригады в поездке. Их нарушение может привести к тяжёлым, а порой, и к трагическим последствиям.
Как сообщили в отделе безопасности Свердловской дирекции тяги, технология ведения переговоров по поездной радиосвязи между работниками локомотивных бригад, а также с дежурными по станции и другими работниками Дирекции управления движением, прописана в разделе о регламенте переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации Приложения № 20 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации.
– В этом документе чётко зафиксировано, какой диалог должны вести машинисты и их помощники во время переговоров по поездной радиосвязи, – отмечает исполняющий обязанности ревизора Свердловской дирекции тяги Алексей Колясников.– Никаких отступлений от регламента быть не должно. Беседы по поездной радиосвязи записываются на специальные регистраторы служебных переговоров, установленные на каждой станции.
По словам начальника станции Асбест Галины Гомоновой, по нормативам расшифровка регистраторов переговоров должна проводиться раз в неделю.
– Заниматься этим – обязанность начальника станции и его заместителя, – подчёркивает Галина Викторовна. – Основные нарушения, которые мы фиксируем, – посторонние фразы во время переговоров, несвоевременная команда на выполнение операции. Если выявляем их, то составляем протокол и отправляем руководству депо. Потом разбираемся, кто виноват: работники станции или локомотивные бригады.
Вопросы соблюдения регламента переговоров в первую очередь контролируются самими работниками локомотивного комплекса, а также командно-инструкторским составом эксплуатационных локомотивных депо.
– В настоящее время на отдельных локомотивах приписки Южно-Уральской и Западно-Сибирской дирекций тяги, эксплуатируемых и на полигоне Свердловской железной дороги, установлены РПЛ – локомотивные регистраторы переговоров, – говорит начальник отдела безопасности Свердловской дирекции тяги Александр Калинин. – Вся информация с этих устройств считывается и размещается на специализированном интернет-сайте. В дальнейшем файлы с регламентами переговоров анализируются, при выявлении нарушений с причастными работниками проводятся разборы с последующим привлечением их к ответственности. Пока же на тяговом подвижном составе Свердловской дирекции тяги таких устройств нет.
По словам Алексея Колясникова, максимально допустимые скорости движения поездов устанавливаются исходя из «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», приказом владельца инфраструктуры, а также выданными предупреждениями и указаниями сигналов. – Для каждой станции и перегона устанавливается своя максимально допустимая скорость следования, – отмечает Алексей Сергеевич. – Она определяется в соответствии с состоянием верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений и нормами допускаемых скоростей движения локомотивов, вагонов и специального самоходного подвижного состава.
Для гарантированного обеспечения безопасности движения в локомотивном комплексе, после допущенного 9 мая 2013 года крушения грузового поезда № 2035 на станции Белая Калитва СевероКавказской дороги, с 15 мая по 16 июня 2013 года на сети дорог, в том числе на СвЖД, был установлен особый режим работы. В его рамках проводились внеочередные инструктажи с локомотивными бригадами. С ними также была организована разъяснительная работа о наступлении ответственности за нарушения действующих нормативных документов, которые могут привести к тяжёлым последствиям. – В эти дни организовывались и проверки, направленные также на выявление случаев превышения локомотивными бригадами установленных скоростей следования поездов, – добавляет Алексей Колясников. – По их результатам, на нашей дороге не было зафиксировано ни одного такого случая.
Ирина Фефелова, психолог Свердловской дирекции тяги, выразила свое мнение: – По каким причинам происходит потеря бдительности работников локомотивных бригад в поездке? Поездная работа, по своей сути, монотонная и не зависит от состояния машиниста или помощника машиниста, так как связана с длительным пассивным наблюдением, недостатком сенсорной информации.
В результате, у работников локомотивных бригад возникает состояние монотонии, проявления которого – притупление остроты внимания, способности к переключению, снижение бдительности и сообразительности, ослабление воли, появление сонливости. При этом работник испытывает равнодушно-апатичное состояние, которое переходит в чувство усталости.
Профилактика монотонии заключается в обеспечении оптимального уровня сенсорной и двигательной нагрузки (зачастую у локомотивных бригад наблюдается «перекос» в сторону сенсорного компонента), чередование производственных операций, соблюдение режима труда и отдыха.
Причиной снижения бдительности может стать и хроническое переутомление, которое характеризуется частым возникновением ощущения изнеможения, отсутствием интереса к работе, склонностью к головным болям, отсутствием аппетита, бессонницей. Конечно, переработки бывают. Но нередко машинисты и помощники машинистов нерационально используют своё свободное время. Понятно, что нужно многое успеть, к тому же сейчас в разгаре садово-огородный сезон.
В итоге, вместо полноценного отдыха человек переутомляется ещё больше и, не выспавшись, идёт на работу. В этом случае уже в первые часы поездки внимание машиниста ослабевает, он не способен трезво оценить обстановку и оперативно среагировать в случае нештатной ситуации. Так что полноценный отдых – основа безопасной работы локомотивных бригад.
При этом важен не только сон, но и способность машинистов и помощников машинистов переключаться на другие виды деятельности. Например, восстановить силы и снять эмоциональное напряжение помогает хобби. Не нужно забывать и о регулярных занятиях физкультурой и прогулках на свежем воздухе. Именно активный отдых приводит к более быстрому восстановлению нервных клеток. Многим нашим работникам показана помощь специалистов, которые осуществляют психофизиологическую и медицинскую реабилитацию. Тяжёлыми последствиями монотонии и переутомления могут стать травматизм, производственно-обусловленные заболевания, транспортные происшествия. Серик Мустафин
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест. Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию. Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru