Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».
Предыдущие главы
Накануне празднования 70-летия Великого Октября внучка Константина Петровича Воронова, одного из первых комсомольцев Асбеста, передала мне стопку машинописных страниц.
— Это рукопись деда, она отыскалась в Крыму. Что с ней делать?
Волновался и я. Много слышал о том, что К. П. Воронов занимался историей города и собрал немало интересных материалов, документов, редких фотографий. Была у него, говорят, мечта — издать все это. Но не получилось. Почему, судить не берусь.
После смерти Константина Петровича рукопись исчезла из города на долгие годы. Я уж не надеялся познакомиться с ней. Но мне повезло. Дочь К. П. Воронова, узнав о готовящемся переиздании моей документальной повести об Асбесте, переслала бумаги отца на Урал.
Это были заметки, записанные со слов ветеранов революционного движения А. Д. Ильина, П. М. Тюстина, Е. Е. Шадрина, А. П. Ярцева, Ф. Е. Аввакумова, старожилов Н. Т. Махаева, М. С. Шилова, М. И. Савелкова, И. В. Топоркова, учителей Ф. И. Аввакумовой, Н. П. Шабуровой, врача А. Н. Надеждинского и других асбестовцев. Перед каждой заметкой Воронов указывал: «Записано по рассказам...»
Записи эти велись в течение нескольких десятилетий и охватывают период с начала века до 1923 года. Не все из них помечены датами, не все логично связаны между собой, порой за жанровой картинкой следует скупая справка, но безусловная их ценность в том, что они содержат факты, зачастую неизвестные или стертые временем.
Для писателя и историка труд К. П. Воронова представляет, без преувеличения, огромный интерес. Здесь живые детали быта добытчиков асбеста— дореволюционные цены на продукты и товары в приисковых лавках, репертуар театрального кружка имени Волкова, перечень семей, имевших рояли, мотоциклы, фотоаппараты; приметы эпохи — работа на асбестовых рудниках в первую мировую войну многих сотен мобилизованных киргизов, ко лоритные портреты монархистов, черносотенцев, меньшевиков, эсеров; новые имена революционе ров: члена РСДРП, участника боев пятого года в Петербурге И. Н. Казанцева, горного инженера Николая Смирнова, сосланного в Томскую губернию, рабочего Льва Малоземова, организатора молодежной группы.
Безусловно, заслуживает внимания и такой момент. В 1917 году большевики распропагандировали взвод солдат, присланный для охраны военнопленных и динамитных складов. Прапорщик Коваленко с двумя унтерами-украинцами отправились на помощь Раде, остальные солдаты во главе с Иваном Ложкиным записались в Красную гвардию асбестовых приисков.
Доброе, большое дело выпало на долю Кости Воронова, воевавшего с колчаковцами и белополяками. Вернувшись с фронта на костылях, он сразу включился в строительство новой жизни. Записки о прошлом, оставленные первым комсомольцем, хорошо показывают, какого труда стоили его товарищам всходы новой жизни.
Я отобрал для публикации несколько заметок, относящихся к началу двадцатых годов. Признаюсь, они отредактированы с учетом обстановки и документов того времени, уточнены характеристики действующих лиц, но фактический материал остался неприкосновенным, как и подобает свидетельствам очевидцев.
( Продолжение следует.)
А. Чечулин "Асбест" 1986 г.
|