Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».
Предыдущие главы
В ночь под новый, 1923 год в клубе «Артем» шел веселый комсомольский вечер. Открылся он праздничным концертом, в котором преобладали выступления струнного оркестра горпромуча под руководством А. Е. Абаскалова. В программе были не только «Интернационал» и «Варшавянка», но и вальс «Над волнами», русско-славянский танец, хоровые песни.
Когда зазвучало трогательное «Выхожу один я на дорогу...», в клуб влетел десятник Михаил Андреевич Клячев. Чоновцы Степан Копырин и Семен Гаврюшин, охранявшие вечер, кинулись к нему со всех ног. Отдышавшись, десятник спросил: .
— Оружие есть?
Степан вытащил наган. Клячев успокоился:
— Вот и хорошо. Будьте наготове, клуб хотят взорвать...
Оказывается, к нему напросились ночевать трое молодых мужиков («морды кирпича просят!») на подводах. Обещали хорошо заплатить — ну и пустил, а после разговор подслушал: гости оказались бандитами, кем-то были посланы комсомольцев проучить. Вот и кинулся Михаил Андреевич в клуб, а им сказал, что к соседу отправился о лошади договориться, чтобы с утра за сеном ехать.
Описал Клячев обличье своих постояльцев и домой поспешил, дабы подозрений не вызвать. А чоновцы собрали потихоньку ребят, которые имели оружие, и обговорили план по захвату бандитов.
Приезжие не заставили себя долго ждать. Явились — верзилы как на подбор, косая сажень в плечах. Степан Копырин, тертый фронтовик, улучив момент, когда комсомольцы охватили троицу полукругом, выхватил наган:
— Руки вверх!
Мужики крутанулись, но где там — навстречу винтовки и револьверы. Подняли руки, побурели. Их тут же связали и обыскали. Целый арсенал нашли: финские ножи, четыре осколочные гранаты, одна фугасная — тяжелого типа, два браунинга, маузер.
Боевая операция прошла мгновенно. Молодежь в это время играла в третьего лишнего, было шумно, поэтому никто ничего не понял.
Бандитов под охраной отвели в милицию, а Степа Копырин с друзьями направился к десятнику, чтобы поблагодарить его за помощь. Клячев собой был доволен. И Степана похвалил:
— Ты, Степа, тоже герой. Только вот скажи, что мне с ихним добром делать?
Ребята обнаружили в бандитских подводах винтовки, четыре сотни патронов, множество шуб, тулупов, костюмов, сапог. Были там также перины, самовары, другие ценные вещи.
Утром шесть чоновцев отвезли незваных гостей на станцию Баженово, где сдали в ЧК. Поняв, что влопались окончательно, мужики, вымаливая пощаду, рассказали все без утайки. Богатое имущество взято ими в состоятельных семьях в Ржевской волости. Людей, всех 18 человек, порубили топорами.
Так асбестовские комсомольцы потянули за окрававленную ниточку клубка. И клубок размотался, вскрыв одну из самых зловещих банд, в составе которой было 75 кулаков и уцелевших колчаковцев. Она хитроумно оперировала в Екатеринбургском, Шадринском, Камышловском и Ирбитском уездах, умело уходя от погони. Кто знает, не ее ли головорезы лишили жизни наших дорогих товарищей доктора Ноздрю и механика Вонягина.
.( Продолжение следует.)
А. Чечулин "Асбест" 1986 г.
|