Оно находится за селом Светлым.
Из разговоров со старожилами нашего города известно,что сто лет назад через наш город проходило большое количество дорог в разных направлениях. Но те, которые работали в режиме гужевого транспорта в эпоху наших дедов и прадедов, сегодня не используются.
А что же стало с ними? Одну из таких дорог мы решили посетить.
На карте XIX века обозначена проезжая часть от изумрудных приисков на юго-восток. Перед рекой Пышмой она раздваивается - одна идет через населенный пункт Ряпосова (современное село Светлое) до села Троицкое (современный Богданович). А вторая, огибая озеро Беткулово с западной стороны, уходит на село Грязновское. По ней мы и решили дойти до озера Беткулово.
Кстати, на картах начала советского периода на всем протяжении маршрута показано большое количество дорог, идущих в различных направлениях. На сегодняшний день они или совсем незаметны, или частично использовались покосниками и лесозаготовителями.
Наш маршрут начался от автомобильной трассы за садами Светлого. С асфальтовой дороги поворот отлично виден, потому что здесь совсем недавно работали лесозаготовители. От лесовозов остались глубокие колеи, которые вот уже второй сезон не могут "затянуться" естественным способом.
Углубившись в лес, мы сразу же вышли на берег небольшого ручья. Но перейти его не так просто: ниже по течению бобры построили каскад плотин, из-за этого на небольшом ручье образовались целые озера.
Деятельность бобров видна и в лесу. От водоема вглубь леса идут хорошо натоптанные тропы. Там - осинник, где этими трудолюбивыми животными устроен лесоповал.
Повалив осину, бобры "пилят" ее на полешки и затем перетаскивают в воду. Вершинки с мелкими сучками в зимний период служат кормом бобрам, остальное идет на строительство плотины и частично - на строительство хаток, в которых обитают бобры.
Именно в этом месте на ручье совсем недавно был аккуратный деревянный мостик. Его отлично помнят старожилы как нашего города, так и ближайших деревень.
В лесу дорога сплошняком завалена мелкими соснами, упавшими под напором сильных ветров.
А на открытых участках, при пересечении покосов или мочажин, она заросла высокой травой и кустами. Еще пару лет назад здесь проезжали энтузиасты на квадроциклах, но сегодня - нет даже человеческих следов.
А вот следов кабанов, лосей и косуль - предостаточно. Около озера Беткулово - большое количество подкормочных площадок для кабана.
И не только кабаны получают круглогодичную "поддержку" от охотников. Для косуль и лосей в на каждом старом покосе так же организованы подкормочные площадки и устроены солонцы. На одной из них на дереве прибита табличка с номером.
А по кромкам некоторых покосов произведены посадки рапса, овса и подсолнечника.
Все эти работы не пропадают даром, количество зверя в этом районе хорошее. Вот и нам повезло увидеть представителей лесного царства.
День был отличный. Листва под ногами - сырая и не шуршит, это дает возможность близко подойти к стайке косуль.
Вырубки различного срока давности перемежаются с "гривами" соснового леса. Старшее поколение такие "гривы" высокого соснового леса называло "столбами". В прежние времена здесь было много грибов и ягод. Вот и мы по кромке одной из высокоствольных "грив" на участке, свободном от травы, увидели ягоды брусники.
Ягоды были темно-вишневого цвета, даже ближе к черному. Количество очень приличное, потому как буквально за пять-десять минут мы насобирали по две-три горсти.
От прежней дороги осталось одно название. И если еще в конце XX века здесь можно было свободно проехать на УАЗике или на мотоцикле с коляской, то теперь здесь, наверное, даже мощный "Урал" будет бессилен.
А ведь в то давнее время по этой дороге ездили на покосы, по ней же вывозили сено на грузовых автомобилях и на тракторных санях. Здесь постоянно ездили и на телегах сборщики сосновой смолы. Следы визитов вздымщиков отлично видны на стволах почти всех больших сосен.
Дорогу пересекает высоковольтная линия электропередачи, за ней снова идут выруба, вперемежку с "гривами" соснового леса, а уже через пару километров лес становится совсем другим.
Большие площади заняты березняком, кустами, местами обширные заболоченные низины и брошенные зарастающие ивняком покосы.
Вот здесь-то и расположена большая часть подкормочных площадок. Оборудованы навесы, под ними - порхалище для птиц. Рядом - солонцы. А по кромкам полей, на столбах -вышки охотников.
Среди густых кустов и молодого березняка мы встретили семью лосей. Ветер и яркое солнце не позволили зверям вовремя увидеть людей.
Лоси шли в нашу сторону спокойным шагом. И только один из наших товарищей включил кинокамеру, она издала музыкальный звук - лоси на мгновение замерли, подняв свои огромные уши.
Лосиха и лосенок стояли в мелколесье, освещенные солнечными лучами. Они нюхали потоки воздуха. Нам казалось, что прошло уже минут пятнадцать, как мы наблюдали лесных великанов.
В это время порывы ветра стихли, и установилась звенящая тишина. Торопливые щелчки фотоаппаратов звери, конечно, услышали, они развернулись и рысью удалились в чащу.
До озера нам осталось пройти совсем немного. Двигаясь по дороге, мы обсуждали неожиданную встречу с лосиной семьей. В разговорах не заметили, как старая дорога почти потерялась, зато по кромкам покосов и полей виляла новая дорога. Идти по ней - одно удовольствие.
А на самом берегу остались сооружения советского периода - отстойники, куда с озера Беткулово сливали озерный сапропель. Планировалось, что его будут вывозить на поля в качестве удобрения. Но все это позабыто и позаброшено, а в отстойниках, куда заливали дефицитное и экологически чистое удобрение, уже выросли сосны.
Мы прошли вдоль берега к месту, где когда-то был большой деревянный дом. На высоком берегу стоит остов сгоревшего автомобильного прицепа, который в свое время использовался как домик для рыбаков и охотников. Тут же рядом сделана большая подкормочная площадка для представителей животного мира. Под крышей развешано большое количество веников, чуть дальше - солонец.
Еще одной из достопримечательностей этого района можно назвать металлическую землянку. Сделана она из огромной'трубы, вкопанной в землю, сверху приварена такая же металлическая крыша, и внутри установлена печка-буржуйка.
Когда здесь стояли землянки и деревянный дом, всегда был народ. Рыбаки выезжали на озеро на лодках ловить рыбу, охотники ждали пролета северной утки. Компании сидели у костров, разговаривали, общались и... культурно отдыхали.
В теории по дороге можно пройти дальше и выйти к автодороге на село Грязновское или к поселению Красный Маяк. Но это в наши планы не входило и пора было возвращаться обратно, откуда начинался наш путь.
Александр Копырин, краевед, автор книги "Асбест.Куделька.Копи"
|