С 1937 года Илья Степанович Коновалов служил в Москве, Могилеве, Белостоке в полку связи при аэродроме в звании сержанта. А затем были дороги войны: бои на Курской дуге. Рыли окопы в рост человека, маскировали технику, машины, а над головой гудели немецкие самолеты, била артиллерия. Тяжелые утраты - гибли друзья. Хоронили их тут же, в окопах. А связь какая? Раций нет, вели кабельную и шестовую. Довелось поползать под пулями, получить контузию. Вспоминает Илья Степанович свой первый бой.
- Он самый страшный был. А если откровенно, то любой бой страшен. Этот первый был. Корсунь-Шевченковский. Здесь мы впервые увидели немецкие "тигры". Танки - страшилища! Но наши тоже хороши, особо был ИС (Иосиф Сталин). Но мало их было. Самая распространенная и хорошая по боевым качествам машина - "тридцатьчетверка". Хорошо дрались наши танкисты!
После переформирования часть Ильи Коновалова воевала на 1-м Украинском. Были бои, взятие городов, форсирование рек, были запомнившиеся на всю жизнь встречи.
- Продвигаемся со взводом в гуще других движущихся сил. Дорога - дрянь, избитая техникой, грязная. Я в трофейной легковушке, за нами жмется наша полуторка. Вдруг, нарушая общее движение, идут два броневичка, между ними большая блестящая легковая. С первого броневичка голос:
- Дорогу! Дорогу! Знаешь, кто едет?
- Знаю! Но куда, как свернуть? Видите, что творится,- говорю громко.
- Выполнять приказ! Не разговаривать!
Стою по стойке смирно. Вдруг в легковой машине открывается окошко, вижу - командующий Г. К. Жуков. Смотрим друг на друга, а сзади напирают. Разговор вышел не из приятных. Мог я схлопотать кое-что... Свернул мой взвод в мелкий лес, дал дорогу начальству, а я хорошо запомнил командующего. Мог ли я знать, что судьба сведет меня вновь с этим человеком уже в мирное время!
И провела Коновалова война по Белоруссии, Польше, форсировал он со 2-й Богдановской танковой бригадой Вислу, Прут, Шпрее, брал Берлин.
Демобилизовался осенью 1945 года. Работал председателем колхоза в Верхне-Тавдинском районе. По их избирательному округу в Верховный Совет баллотировался Г. К. Жуков, который приезжал в районы, чтобы познакомиться с избирателями. В конце одной такой встречи Жуков обратился со словами:
- Товарищи! Если у вас будут ко мне вопросы, какие-то просьбы, прошу приехать в Тавду, там у меня вагончик, где я принимаю.
Поехал Илья Степанович. Вагон обычный, пассажирский, обставлен под кабинет. Дождался Коновалов своей очереди, с большим волнением вошел в кабинет. За эти несколько лет командующий ничуть не изменился: военная форма, гордая осанка, открытое лицо и громкий голос.
Пригласил пройти. Долго всматривался в лицо Коновалова, расспросил, где воевал, когда, кто командовал, а потом так прямо в упор:
- У Богданова во 2-й служил?
- Так точно, служил!
- Да не так,по-военному, говорите просто! - а сам пытливо смотрит, усмехается. Рассказал Коновалов о той встрече. Жуков только улыбнулся, а затем по-деловому:
- Ну, а теперь прямо: что у вас? Какие вопросы?
Сказал Коновалов, что в колхозе одна машина, и та газогенераторная. Нельзя ли дизельную?
- Хорошо! Сделаем! Будет вам дизельная.
И через неделю пришла в колхоз новенькая, прямо с завода, дизельная полуторка.
В 1947 году приехал Коновалов с семьей в Асбест, устроился на завод АТИ. Отсюда и на пенсию ушел.
Галина СТЕПАНОВА.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.