Почему так происходит
Начиная с 1 июля 2020 года электросчетчики жильцам должны устанавливать сами энергокомпании, за свой счет — так же, как и проводить их поверку и ремонт (Закон от 27.12.2018 № 522-ФЗ).
Нельзя отрицать, что на фоне нынешних правил, когда расходы на содержание жилья возлагаются только на его собственника, закон о бесплатных электросчетчиках выглядел настоящим прорывом.
Узнав о том, что электросчетчики теперь не их забота, многие люди стали обращаться в энергокомпании с заявлением о замене прибора учета.
Но столкнулись с парадоксальной ситуацией: оказалось, что бесплатный электросчетчик часто обходится намного дороже по сравнению с теми, что ставятся, как обычно, за счет собственника. А причина кроется в хитросплетениях нашего законодательства.
Поначалу правила для энергокомпаний были весьма строгие: с 1 июля 2020 г. они обязаны были исполнить заявку потребителя о замене, поверке или ремонте счетчика в течение 6-ти месяцев.
В случае нарушения этого срока на компанию возлагался штраф в пользу гражданина: ему должны были снизить стоимость электроэнергии за первые 4 месяца просрочки на 20% и далее — по 40% за каждый месяц.
Однако в конце прошлого 2020 года правительственным постановлением внесли ряд поправок в эти правила — и в результате, с 1 января 2021 года они заметно смягчились для энергетиков (ПП РФ от 21.12.2021 № 2184).
Во-первых, штрафы для энергокомпаний снизили, а момент их введения отсрочили.
Теперь, если компания так и не исполнит заявку потребителя в течение 6-ти месяцев, ей придется снизить для него стоимость электроэнергии за каждый месяц просрочки:
- начиная с 2023 года — на 7%,
- с 2024 года — на 14%,
- и только с 2025 года — на 20%.
Начиная с 4-го месяца просрочки штраф увеличивается в 2 раза. Причем, срок для штрафа отсчитывается не со следующего дня просрочки автоматически, а только со дня получения от потребителя претензии по этому поводу.
Таким образом, до 2023 года энергокомпания может не торопиться исполнять заявку потребителя о замене счетчика, поскольку ей за это не грозит никакой ответственности.
Во-вторых, энергетики получили еще одну отсрочку — на установку электросчетчиков в жилых помещениях, где раньше их не было.
Теперь, по новым правилам, гарантирующий поставщик электроэнергии должен поставить счетчик в жилом помещении, если по состоянию на 1 апреля 2020 года или ранее прибор учета совсем отсутствовал, либо истек срок его эксплуатации, либо он сломался.
И срок для выполнения этих обязательств установлен компании до конца 2023 года (т. е. 3 с лишним года потребители могут ждать новые счетчики).
Если же у счетчика просто истек срок очередной поверки по состоянию на 1 апреля 2020 года или ранее, энергокомпания должна провести поверку либо установить новый прибор учета за свой счет в срок до конца 2021 года.
Ключевой вопрос при этом — а как будут начислять плату за электричество за то время, пока компания «не торопится» менять счетчик или делать его поверку?
Согласно Правилам № 354, за период, когда обязанность по замене или поверке счетчика лежит на энергокомпании, платежи начисляются в течение 3-х месяцев по средним показаниям счетчика, которые передавались за последние полгода.
Далее расчет ведется уже по действующим нормативам потребления электроэнергии и по числу проживающих в квартире или частном доме (пп. «г» п. 59).
Единственным послаблением для потребителя на этот период является запрет применять повышающий коэффициент 1,5 при начислении платежей.
Таким образом, в ожидании положенного по закону бесплатного счетчика, гражданин теперь может пребывать несколько лет.
Но платить ему все это время придется по нормативам, которые, как правило, намного выше, нежели фактический расход электричества по счетчику.
Поэтому в большинстве случаев оказывается выгоднее купить счетчик за свои деньги и установить его, чем ждать бесплатного счетчика от энергетиков, переплачивая за электроэнергию.
Парадокс — но формально, все по закону…
© Сивакова И. В.
|