О династиях земляков, опаленных войной.
Когда осколок снаряда просвистел около лица Дмитрия, оставив касательное ранение уха и верхней губы, кровь и боль его не испугали, а пронзила мысль: что со Степой? И вдруг услышал он голос жалобный и пронзительный: "Ма-а-ма!" и увидел взмах руки упавшего брата.
Дмитрий кинулся, было, на помощь ему, но услышал строгий приказ капитана:
- Не ходи туда! Вперед!
И боец, на ходу замотав раны, механически повинуясь команде, побежал, стреляя из автомата.
И хотя тот бой был победным, но Дмитрия охватила грусть, потому как он сильно переживал за Степу. Ведь они были с ним двойняшки, держались на фронте, как и дома, вместе. Успокаивало лишь то, что брат был в каске, и это давало шанс на выживание. А ранило их осколками одного снаряда.
Как только рассвело немного, сразу же пошел искать раненого. По дороге двигались подводы с подобранными на поле боя, и в одной из повозок он увидел Степу. Тот был без сознания, но жив, голова укутана бинтами. Это происходило во время Яссо-Кишиневского наступательного сражения, когда с автоматами в руках бежали в атаку...
Призваны братья Федотовы Асбестовским горвоенкоматом в конце 1943-го. На Гореловском кордоне под Свердловском прошли обучение на саперов. Разминировали мины под Смоленском, затем в Минске. Дмитрий Зотеевич до сих пор помнит "свои" объекты в этом городе: здание Академии наук, Дом офицеров, Дом правительства... Потом они очищали от мин какие-то поля.
Солдат службу не выбирает. Пришлось Федотовым служить в воздушно-десантных войсках, прыгать с парашютом. А потом вот они стали автоматчиками. Дмитрия однажды послали на почту, и он среди многих конвертов и треугольничков увидел знакомый почерк брата, адресованный командиру полка Макарову. Степан тоже очень беспокоился о брате, спрашивал командира о нем: жив ли? Где он? Обратный адрес: госпиталь в Братиславе. Ответ ему ушел в тот же день. А когда Степан вылечился, догнал свою часть, и они снова держались вместе.
А за тот бой оба были награждены. Степан -орденом Славы, Дмитрий - медалью "За отвагу"...
Перед тем как попасть в Венгрию, братья со своим полком прошагали по Европе около тысячи километров. И не просто так, а с боями. Отсюда получили месячный отпуск к родителям в Асбест. Вернулись в Венгрию.
Скорая демобилизация "не светила", так как им не было еще и 20 лет.
После какое-то время прослужили они в "СМЕРШе" ("Смерть шпионам"). Потом побывали на Дальнем Востоке. Степана Федотова по ранению освободили от службы, а Дмитрий вернулся домой в конце 50-го года.
Активно участвовал в Великой Отечественной их старший брат Михаил Зотеевич, 1918 года рождения. Боевое крещение он получил у озера Ханка, в 1941-м бился под Москвой в составе кавалерийского корпуса, с боями дошел до Кенигсберга, был ранен. Казалось бы, сполна выполнил свой долг: бери шинель, иди домой. Но не тут-то было. Отправили на восстановление ДнепроГЭСа, и лишь летом 1947-го приехал в родной Асбест. Вышел из вагона сущий колонист: донельзя оборванный, стыдно повстречаться со знакомыми. Дождался темноты в укромном местечке станции и под покровом ночи постучался в родительский дом. Десятилетия проработал коновозчиком в КЖУ комбината "Ураласбест".
А теперь несколько слов об отце Зотее Тихоновиче Федотове - бойце знаменитого на Урале в годы гражданской войны полка "Красные орлы". В 1941-м его тоже вызвали в горвоенкомат, но направили не на фронт, а в Асбестовскую милицию, где он прослужил не до победы, а до пенсии.
Такая вот простая и нужная для Родины солдатская династия Федотовых.
А. Попова.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.
|