Писал в своем письме военный летчик - асбестовец Михаил Розанов.
Сейчас, в XXI веке, мы можем только представлять, с каким трепетом ждали писем с фронта наши бабушки и дедушки.
Как они радовались, узнавая, что родной человек жив и здоров.
И как плакали, когда приходили похоронки...
Выпускник асбестовской школы №1 Михаил Розанов выбрал себе необычную специальность - военный летчик. Окончил училище военных летчиков в Оренбурге. В Свердловске комплектовалась их группа, вылетевшая в распоряжение Западного военного округа. Было это еще в мирные дни.
Вот как Михаил Розанов писал своей невесте, студентке Свердловского медицинского института Жанне о первых днях войны:
"...Все началось неожиданно. Наш аэродром бомбили в первый час первого дня войны. Но летчики успели подняться в воздух и сбили три фашистских самолета. Значит, мы можем сбивать самолеты фрицев и бить врага. Не будь нападение столь неожиданным и вероломным.
Да, мы будем бить врага! Обязательно будем! Наше время придет! А пока горько говорить. Еще горше писать... Мы отходим... Какое мучительное, тоскливое и тяжелое чувство. Сейчас мы перебазируемся на вновь подготовленные аэродромы...
В это трудное время мне есть что защищать: свою землю, свою любовь и все-все, что зовется Розановой. И пока враг терзает и разрушает наши города и селения, отпуск мой отодвигается до Победы ".
А вот отрывок из письма Михаила своей матери Марии Михайловне Розановой, которая работала машинистом конвейера на обогатительной фабрике, брату Алексею и сестре Зое:
"Можете поздравить меня, мои дорогие. За уничтожение мотоколонны фашистов и танков на подступах к нашей столице Москве я получил первую правительственную награду - медаль "За отвагу". И еще сообщаю о том, что спустя полмесяца мой самолет был подбит, и я едва перетянул через линию фронта. Значит, надолго теперь останусь без самолета и боевых вылетов. А я не могу так, не могу!
Такого же мнения все мы, летчики. Таких, как я, - несколько человек. Мы обратились с ходатайством к командованию направить нас в стрелковые подразделения, хотя, вы знаете, насколько велико мое стремление быть в авиации.
Нашу просьбу удовлетворили, но направили переквалифицироваться на артиллеристов, основном, по борьбе с танками врага. Так что в ближайшее время отбываю на краткосрочные курсы.
Самое отрадное для всех нас теперь то, что фашистов не только остановили, но бьют и погнали от нашей Москвы. ”
Из письма брату Алексею Розанову:
"Дорогой мой Алеша!
Получил твое письмо, в котором ты пишешь, что подал рапорт с просьбой отправиться из военного училища на Сталинградский фронт. Я рад, что ты вырос и становишься в один ряд идущих твердо вперед. Мы не виделись, кажется, так долго. Не знаю, будет ли встреча. Ведь Сталинград сейчас - не мирный город. Бои идут за каждую улицу, за каждый дом.
Командую сейчас артиллерийской батареей. За бой в Сталинграде получил орден Красной Звезды и повысили в звании. В перерывах между боями часто вспоминаю о тебе, о маме и сестренке, о Жанночке, обо всем, что относится к родному Асбесту. От Жанночки, кстати, получил недавно письмо. Вскоре и она едет на фронт.
Я верю, что наши тяжелые упорные бои с ненавистным врагом на Волге определят и решат здесь будущее! Так думают и мои боевые товарищи. Для нас Родина - Россия. И защищать ее выпало на нашу долю, на нашу судьбу. Будем же достойны той чести.
Да, очень отрадно было, Алеша, увидеть слова твоей песни во фронтовой газете. Молодец, братишка!
С братским приветом, Михаил.
Сталинградский фронт."
В Асбест прилетали только фронтовые письма Алексея Розанова. Сам он так и не вернулся на свою малую родину - погиб смертью храбрых под Одессой.
Солдаты не один день отбивали танковые атаки врага. С рассветом на позиции опять поползли танки. Гул моторов и лязгание гусениц, черно-белые фонтаны мерзлой земли поднимались над степью.
- Добавим еще огонька! - слышали бойцы голос своего командира Михаила Розанова.
В этом жарком бою пуля обожгла сердце старшего лейтенанта Розанова, он схватился руками за грудь. Кровавые пятна появились на его ладонях. Шагнув вперед, он опустился у лафета орудия.
На второй день над холмом в волжской степи звучали слова прощания с любимым командиром Михаилом Арсентьевичем Розановым. Среди бойцов был и его брат - Алексей, минометчик.
Е Тарасова.
Подготовлено по материалам музея школы №1
"Асбестовский рабочий"
|