Информационный гид АСБЕСТА


Разделы новостей

Авто [1514]
Бизнес [909]
Громкие имена [204]
Домашний доктор [297]
Жизнь молодежи [1222]
Земляки [398]
История города [634]
Культура, творчество [621]
Криминал [1412]
Медицина, здоровье [1825]
Мероприятия [1795]
Народный календарь [297]
Наука, образование [848]
Общество [10784]
Официоз [874]
Острый вопрос [145]
Поздравления [5]
Политика [655]
Право [353]
Праздники, памятные даты [913]
Проблемы ЖКХ [1389]
Проиcшествия [1888]
Реклама [20]
Религия [195]
События [141]
Советы врача [0]
Социальные вопросы [958]
Спорт [1782]
Экология [989]
Экономика, производство [1778]


Ищу знакомства

Я

Ищу

от до лет

знакомства

Наш опрос

Ваше мнение о взаимодействии полиции с населением города
Всего ответов: 68

Анекдот


Интернет-компас



Главная » 2021 » Сентябрь » 26 » Гвардейцы тыла. Переломный год. 2

Гвардейцы тыла. Переломный год. 2
13:00
Предлагаем вниманию асбестовцев книгу земляка об истории становления завода АТИ в военные годы.

Глава 18. Переломный год

Рационализаторское движение началось на заводе фактически с первых дней. Сразу же выявились и лидеры в этом деле, опытные специалисты Л.А. Овчинников, Б.В. Капустин, молодой бригадир слесарей Г.И. Коковин и другие. В 1942 году на втором производстве, где был оборудован участок армированного полотна, было внедрено ценное техническое усовершенствование. Это был станок обрезки кромок армполотна. Он заменил тяжелый ручной труд и повысил производительность на этой операции в одиннадцать раз!

Позднее стали появляться творческие бригады по решению определенных проблем. Так в 1943 году встал вопрос о внедрении уточных вилочек на металло-ткацких станках «Ирмишер». Было создано две бригады, одна занималась созданием электрической вилочки, другая - механической. В итоге комиссия одобрила механический способ. Это и немудрено - ведь тогда еще не было такой электроники, как сейчас. А внедрение механической вилочки (автоматический останов станка при обрыве нити или сходе початка) дало возможность одной ткачихе обслуживать два станка и значительно снизило брак. В дальнейшем после модернизации этих станков высвободилось 18 ткачей. Разрабатывала и внедряла это усовершенствование бригада в составе: Л.А. Овчинникова, П.С. Мельникова, В.И. Стенина.

О том, как действовали такие бригады, хорошо рассказано в записках ветерана завода М.Г. Пурэ: «Осенью 1942 года создалось трудное положение с поставками тормозной ленты и дисков сцепления Челябинскому тракторному заводу, выпускавшему танки Т-34. Это было связано с ненадежной работой механизма передвижения челноков на ленто-ткацких станках «Флет-чер». Была уже получена правительственная телеграмма за подписью члена ГКО В.М. Молотова о принятии мер по бесперебойному снабжению Челябинского тракторного завода лентой и дисками. Распоряжением главного инженера завода С.Е. Рози-на была создана группа в составе начальника механической мастерской М.Г. Пурэ, мастера ткацкого цеха А.А. Арсеньева и слесаря Крискентова, которой было поручено в кратчайший срок наладить работу станков, произведя реконструкцию узла передвижения челноков. Дело в том, что звездочки и текстолитовые рейки батанов имели «питчевский» модуль (параметры зуба), который у нас в стране не применялся и нарезать такой зуб на звездочках и рейках мы не могли. В сжатые сроки был сделан расчет на метрический модуль, изготовлены шаблоны, образцы звездочек и на ремонтно-механическом заводе нам были нарезаны рейки и звездочки. В течение двух суток все было установлено на станках. Трудились с полной отдачей, сознавая, что от нас зависит большое и серьезное дело. Станки стали работать нормально и выпуск танков не был сорван».

Как уже говорилось, снабжение завода сырьем, материалами, запчастями в годы войны не было идеальным. Тем более, что оборудование по большей части было иностранного производства и запчастей к нему взять было негде. Вот и думали заводские рационализаторы, специалисты, как выходить из положения. Много внедрено новшеств, многое реконструировано, подогнано под наши условия и возможности.

Отсутствие запчастей и вспомогательных материалов восполняли тоже своей выдумкой и сноровкой. Из текстолита делали подшипники к вентиляторам и рейки для батанов и челноков, из хлопчатобумажной пряжи научились изготавливать приводные ремни и шпиндельный шнур для ватеров и крутилок, манжеты для гидропрессов. Даже электропровод могли изготовить сами - оплетали проволоку на набивочных машинах. И еще многое, многое другое делали своими силами, достигали своим умом и смекалкой.

Рассказывая о рационализации, о творческой работе, нельзя не вспомнить о главном инженере Семене Евсеевиче Розине. Он и был аккумулятором всей творческой мысли завода, руководил и давал направление ее развитию. Семен Евсе-евич, 1913 года рождения, окончил Ленинградский технологический институт и работал на асбестовом заводе. В 1942 году эвакуирован к нам на Урал. Занимался установкой оборудования, наладкой технологии. Был человеком требовательным к себе и подчиненным, не прощал никому малейшей расхлябанности, не уходил с завода до тех пор, пока не проверит выполнение данных им заданий. Инженер-эрудит обладал большими организаторскими способностями, часто выступал на митингах в цехах и клубе завода, на партийных собраниях, умел зажечь своей энергией людей, которые после общения с ним были готовы к выполнению любых заданий, к преодолению любых трудностей. Заботливый и внимательный человек, он принимал участие в судьбах многих трудящихся завода, как мог, помогал им. Семен Евсеевич энергично занимался учебой кадров, улучшением условий труда в цехах. Он в кратчайшие сроки справился с задачей по установке вентсистем на первом участке, работал над уменьшением загазованности на пропитке ленты на втором участке, занимался многими другими проблемами. После войны производил отбор оборудования для асботехнических изделий в Германии. Одним из первых награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1943 году на заводе продолжалось обустройство цехов и территории. Кроме цеха паронита были построены котельные на первом и третьем участках, эти же участки обнесены забором с установкой освещения, проведена узкая колея на третий, построено пожарное депо на две машины на первом участке. Но одним из самых заметных событий года было оборудование и открытие санатория для оздоровления наиболее ослабленных работников. Вот как это описал в своих воспоминаниях Л.А. Овчинников: «Недостаточное питание, длительный рабочий день, отсутствие выходных дней вызывали среди трудящихся дистрофию. Встал вопрос о поддержке особо больных усиленным пайком и нормальным отдыхом в нерабочее время. Администрация завода приняла решение силами ИТР построить заводской санаторий в вестибюле третьего этажа на втором участке. Этот вестибюль зимой 1942-1943 годов еще не был достроен, требовалось сделать пол, потолок, вставить стекла вместо досок.

Руководил работами главный инженер завода С.Е. Розин, в строительстве и оборудовании участвовали все инженерно-технические работники. В начале 1943 года санаторий был открыт. Это было большое светлое помещение на 20 коек. Заведовала санаторием А.В. Зеленова, дочь известного в городе революционера, первого председателя Совета народных депутатов. Она же была и парторгом второго участка.

Отдыхали и лечились по очереди особо истощенные трудящиеся завода. Для них были организованы дополнительное питание и отдых. Без преувеличения можно сказать, что санаторий спас многих от инвалидности, а то и от преждевременной смерти. Санаторий работал до конца 1944 года, когда с продуктами стало получше и цеха стали переходить на восьмичасовой рабочий день. После санатория помещение использовалось, как красный уголок второго участка, а потом здесь установили станки «Оскар Мешлер» для изготовления тормозной ленты».

Городская газета «Асбестовский рабочий» написала об успехах завода в этом году: «Производительность труда возросла в 1943 году на 25,5 процента против 1942 года, на 25 процентов снижено количество рабочих, невыполняющих нормы выработки. Значительно улучшено качество продукции.

Коллектив завода вот уже на протяжении девяти месяцев крепко держит переходящее Красное знамя ВЦСПС и наркомата, а за работу ноября получил знамя ГКО. И в декабре это знамя также оставлено за коллективом завода».

Знамя Государственного Комитета Обороны впервые было вручено заводу 27 ноября 1943 года. Это было одним из самых важных событий года.

Вот таким, наполненным маленькими и большими событиями, был этот непростой и трудный, как и все военные годы сорок третий год. Время шло, обстановка на фронтах поворачивалась в нашу пользу. Это вдохновляло весь народ. И труженики завода прилагали еще большие усилия в своей ежедневной напряженной работе.

Продолжение следует.
А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г .

 

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 265 | Добавил: ASB | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
avatar
Отправьте свою новость 

Поделись с другом


Загрузка...

Календарь новостей

«  Сентябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Форма входа

Логин:
Пароль:







Мы в соцсетях





Как нас обслуживают


Свежие объявления


Статистика

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест.
Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию.
Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт http://asbest-gid.ru