Информационный гид АСБЕСТА


Разделы новостей

Авто [1514]
Бизнес [909]
Громкие имена [204]
Домашний доктор [292]
Жизнь молодежи [1220]
Земляки [393]
История города [624]
Культура, творчество [620]
Криминал [1412]
Медицина, здоровье [1821]
Мероприятия [1793]
Народный календарь [292]
Наука, образование [848]
Общество [10765]
Официоз [873]
Острый вопрос [145]
Поздравления [5]
Политика [655]
Право [353]
Праздники, памятные даты [893]
Проблемы ЖКХ [1389]
Проиcшествия [1886]
Реклама [20]
Религия [194]
События [141]
Советы врача [0]
Социальные вопросы [958]
Спорт [1780]
Экология [989]
Экономика, производство [1778]


Ищу знакомства

Я

Ищу

от до лет

знакомства

Наш опрос

Ваше мнение о работе пожарной службы в Асбесте
Всего ответов: 82

Анекдот


Интернет-компас



Главная » 2021 » Сентябрь » 18 » Гвардейцы тыла. Первый участок: «Ватерный цех»

Гвардейцы тыла. Первый участок: «Ватерный цех»
13:00
Предлагаем вниманию асбестовцев книгу земляка об истории становления завода АТИ в военные годы.

Глава 14. Первый участок

2. «Ватерный цех»

«Ватерами» в то время называли прядильные машины иностранного производства.

Ровница, выработанная на аппаратах КЧА, подвозилась вручную на тележках в прядильное отделение, где из неё скручивалась пряжа. Прядильные машины, как и всё оборудование, были старыми, изношенными. К примеру, тормозков, как теперь на веретенах, не было и по воспоминаниям ветеранов работницам, чтобы остановить веретено, приходилось тормозить его ногой, подошвой. А чтобы не портить обувь, наматывали на неё тряпки, так и ходили всю смену.

Каждое веретено приводилось в движение от главного барабана при помощи «шпиндельного» шнура, который специально для этого изготовляли из хлопчатобумажной пряжи в набивочном цехе. Этот шнур постоянно рвался и, чтобы заменить его на новый, приходилось, чуть ли не лёжа, на коленях подлезать под машину. Этим нелёгким делом в каждой смене были заняты специальные работницы - вязальщицы шнуров.

Крутильное отделение состояло из девяти машин старого типа, на которых из пряжи готовилась нить различных сечений, мягкая и с проволокой. Как уже говорилось, крутилки были установлены на втором этаже в помещении бывшей библиотеки и доставка сюда пряжи с первого этажа представляла собой мучительный труд. Если в подготовительном отделении работали женщины постарше, поопытнее, то в прядильном и крутильном -сплошь девчонки 15-16 лет. Они и тележки с пряжей и нитью возили с этажа на этаж. Воистину, героическое было поколение!

Одной из тех девчонок была Серафима Николаевна Сопо-ва (Пшеницина). Вот как она рассказывала о том времени: «Нас, детей в семье было пятеро, два брата да три сестры. Отца взяли в армию, а я была старшая, вот и пришлось бросить школу и пойти работать. На завод поступила 17 сентября 1941 года. Сначала меня отправили на стройку, на третий участок. Таскала там носилками щебенку, готовили фундамент под оборудование. Потом отдел кадров направил меня к Михлину, начальнику прядильного цеха. Тот сразу и определил - выходи на тринадцатый ватер. Я была рослой и ловкой, сразу все освоила. Так и работала всю войну на этом тринадцатом ватере вместе с подругой Никифоровой Лидой из Егорьевска». С.Н.Сопова работала на заводе до 1971 года.

(В крутильном отделении была ещё установлена клубомо-тальная машина, на которой асбестовые шнуры 3-5 миллиметровые сматывались в клубки (бобины), как товарная продукция и полуфабрикат для набивок.)

Первым начальником прядильно-крутильного цеха стал Яков Григорьевич Михлин (Янкель Гиршевич). На заводе он трудился с 1941 по 1969 год, был начальником отдела труда, руководил плановым отделом. Запомнился человеком энергичным, инициативным, строго следовавшим букве закона в оформлении любых документов, предъявлявшим требования не только к людям, но и к себе.

Помнится такой случай. Михлин, будучи начальником планового отдела, зашел в цех и увидел: везёт работница тележку с катушками, а нить свесилась, тащится по полу. Яков Григорьевич не прошёл мимо, а остановил её и сделал замечание: «Кто же так нить возит?» Казалось бы, какое дело человеку из конторы до таких мелочей? Но таким уж был Михлин, строгим, но справедливым, внимательным ко всему, что происходило на заводе. За свой труд Я.Г. Михлин был награждён знаком «Отличник соцсоревнования Наркомрезинпрома», медалями «За доблестный труд», «За трудовое отличие» и другими наградами.


Продолжение следует.
А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г.

 

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 256 | Добавил: ASB | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
avatar
Отправьте свою новость 

Поделись с другом


Загрузка...

Календарь новостей

«  Сентябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Форма входа

Логин:
Пароль:







Мы в соцсетях





Как нас обслуживают


Свежие объявления


Статистика

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест.
Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию.
Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт http://asbest-gid.ru