Предлагаем вниманию асбестовцев книгу земляка об истории становления завода АТИ в военные годы.
Глава 14. Первый участок
2. «Ватерный цех»
«Ватерами» в то время называли прядильные машины иностранного производства.
Ровница, выработанная на аппаратах КЧА, подвозилась вручную на тележках в прядильное отделение, где из неё скручивалась пряжа. Прядильные машины, как и всё оборудование, были старыми, изношенными. К примеру, тормозков, как теперь на веретенах, не было и по воспоминаниям ветеранов работницам, чтобы остановить веретено, приходилось тормозить его ногой, подошвой. А чтобы не портить обувь, наматывали на неё тряпки, так и ходили всю смену.
Каждое веретено приводилось в движение от главного барабана при помощи «шпиндельного» шнура, который специально для этого изготовляли из хлопчатобумажной пряжи в набивочном цехе. Этот шнур постоянно рвался и, чтобы заменить его на новый, приходилось, чуть ли не лёжа, на коленях подлезать под машину. Этим нелёгким делом в каждой смене были заняты специальные работницы - вязальщицы шнуров.
Крутильное отделение состояло из девяти машин старого типа, на которых из пряжи готовилась нить различных сечений, мягкая и с проволокой. Как уже говорилось, крутилки были установлены на втором этаже в помещении бывшей библиотеки и доставка сюда пряжи с первого этажа представляла собой мучительный труд. Если в подготовительном отделении работали женщины постарше, поопытнее, то в прядильном и крутильном -сплошь девчонки 15-16 лет. Они и тележки с пряжей и нитью возили с этажа на этаж. Воистину, героическое было поколение!
Одной из тех девчонок была Серафима Николаевна Сопова (Пшеницина). Вот как она рассказывала о том времени: «Нас, детей в семье было пятеро, два брата да три сестры. Отца взяли в армию, а я была старшая, вот и пришлось бросить школу и пойти работать. На завод поступила 17 сентября 1941 года. Сначала меня отправили на стройку, на третий участок. Таскала там носилками щебенку, готовили фундамент под оборудование. Потом отдел кадров направил меня к Михлину, начальнику прядильного цеха. Тот сразу и определил - выходи на тринадцатый ватер. Я была рослой и ловкой, сразу все освоила. Так и работала всю войну на этом тринадцатом ватере вместе с подругой Никифоровой Лидой из Егорьевска». С.Н.Сопова работала на заводе до 1971 года.
(В крутильном отделении была ещё установлена клубомотальная машина, на которой асбестовые шнуры 3-5 миллиметровые сматывались в клубки (бобины), как товарная продукция и полуфабрикат для набивок.)
Первым начальником прядильно-крутильного цеха стал Яков Григорьевич Михлин (Янкель Гиршевич). На заводе он трудился с 1941 по 1969 год, был начальником отдела труда, руководил плановым отделом. Запомнился человеком энергичным, инициативным, строго следовавшим букве закона в оформлении любых документов, предъявлявшим требования не только к людям, но и к себе.
Помнится такой случай. Михлин, будучи начальником планового отдела, зашел в цех и увидел: везёт работница тележку с катушками, а нить свесилась, тащится по полу. Яков Григорьевич не прошёл мимо, а остановил её и сделал замечание: «Кто же так нить возит?» Казалось бы, какое дело человеку из конторы до таких мелочей? Но таким уж был Михлин, строгим, но справедливым, внимательным ко всему, что происходило на заводе. За свой труд Я.Г. Михлин был награждён знаком «Отличник соцсоревнования Наркомрезинпрома», медалями «За доблестный труд», «За трудовое отличие» и другими наградами.
Продолжение следует.
А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г.
|