Информационный гид АСБЕСТА

ФОТОИСТОРИЯ ГОРОДА

Разделы новостей

Авто [1623]
Бизнес [928]
Громкие имена [210]
Домашний доктор [338]
Жизнь молодежи [1919]
Земляки [555]
История [355]
История города [304]
История в судьбах [326]
Культура, творчество [957]
Криминал [1787]
Любимый край [92]
Медицина, здоровье [2274]
Мероприятия [2096]
Народный календарь [327]
Наука, образование [1070]
Общество [13664]
Официоз [949]
Острый вопрос [149]
Поздравления [5]
Политика [710]
Право [489]
Праздники, памятные даты [1285]
Проблемы ЖКХ [1563]
Проиcшествия [2157]
Реклама [21]
Религия [217]
Ретроспектива [328]
События [148]
Советы врача [0]
Социальные вопросы [1090]
Спорт [2340]
Ураласбест [512]
Храмы Урала [308]
Экология [1167]
Экономика, производство [1962]


Как нас обслуживают


Анекдот


Интернет-компас

Главная » 2023 » Сентябрь » 13 » Гвардейцы тыла. Третий участок 2

Гвардейцы тыла. Третий участок 2
13:00
Предлагаем вниманию асбестовцев книгу земляка об истории становления завода АТИ в военные годы.

ОТДЕЛЕНИЕ ТОРМОЗНОЙ ЛЕНТЫ

Привезенную с первого участка тканую тормозную ленту для удаления влаги загружали в сушильные печи с лестницы на деревянные «вешала». После просушки была пропитка. Пропитывали ленту в водно-масляной эмульсии. А для приготовления этой эмульсии варили из льняного масла олифу в мас-ловарке, в большом открытом котле, который был вмонтирован в печь, отапливаемую дровами. Олифа в котле часто загоралась, поэтому масловарка находилась отдельно, в пристрое. Приготовленную олифу сливали в бочки, вручную закатывали их в цех, устанавливали над пропиточной ямой (емкостью) и сливали, добавляя каустическую соду и воду. В эту яму с готовой эмульсией загружали руками высушенную ленту, утрамбовывали баграми, но чаще всего забирались в эту яму сами и ногами уплотняли ленту в пропитке. Спецовки тогда не давали, работали по пояс мокрые.

После пропитки ленту надо было снова сушить. Для этого ее немного отжимали, укладывали на носилки, несли в сушилку, где эту набухшую, тяжеленную ленту опять же с лестницы две работницы поднимали на «вешала». Адский труд! Сейчас все эти операции проходят в сушильно-пропиточном агрегате почти без участия рабочего. Просушенную ленту каландро-вали (уплотняли, придавая определенный размер), проверяли контролеры и сматывали в рулоны для отправки потребителям.

В военные годы масловарами работали Мария Киселева, Евдокия Миклина, Зина Ишмухаметова, Евдокия Кочнева.

На отделке ленты трудились Евдокия Осинцева, Валентина Калугина, Мария Хафизова, Валя Лобанова, Софья Кунщикова, Валя Бурдукова, Надежда Чемезова, Аня Пехотина, Тамара Ел-тышева и Паня Попова (Алимпиева). С последними двумя мне довелось встретиться и поговорить. Ветераны рассказали, что большинство из этих работниц пришли на завод девчонками, отдали ему и молодость, и здоровье. Может потому и дожили до наших дней лишь единицы.

ЦЕХ ПРОМТЕХНИКИ

Был смонтирован одним из первых зимой 1941 - 1942 годов. В помещении не было ни окон, ни дверей (как и в других цехах, впрочем), ветер гулял, холод страшный. Рабочие устанавливали длинные столы, станки для обработки прорезиненных катанных набивок. Сырьем для них служили суровые (необработанные) ткани - льняная и хлопчато-бумажная, и резиновый клей. В маленьком закутке, впритык к цеху установили шпрединг-машину, на которой полотно обмазывалось (покрывалось) с обеих сторон клеем, просушивалось, закатывалось в большие рулоны. Для изготовления клея шел натуральный каучук, закупленный аж в Бразилии, растворителем служил бензин типа «Калоша». Этот же каучук позднее применялся и при производстве паронита.

Большие кипы натурального каучука загружали в вулкани-зационный котел и распаривали для лучшего расслоения. Потом его руками раздирали на пластины, а их распиливали ножовками на кусочки по 5 - 7 сантиметров, чтобы загрузить в клеемешалку. Обработанное на шпрединг - машине полотно, на столах разрезалось на куски определенной длины и при помощи катальной машины скручивалось в длинные жгуты (набивки) нужного размера. Затем набивки пропускались через каландр, покрывались графитом или тальком и сматывались в бухты, все вручную. Здесь же делали прорезиненные кольца и манжеты.

Позднее в 1943 году в этом же отделении были установлены первые паронитовые вальцы. Большую работу по монтажу и наладке провел Иван Федорович Лихачев- слесарь высокой квалификации. Во время войны он работал на самых ответственных участках монтажа оборудования. Был активным рационализатором, награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Из людей, работавших в цехе промтехники, на прокатке набивок запомнились Лиза Абрамова, Степанида Сосновс-ких, Таисия Уточкина; на заготовке массы - Ольга Тихонова, Дарья Лавыгина, Анна Головина, на шпрединг машине - Роза Тихонова, Катя Солдатова, Мария Савина. Из мастеров помнятся Николай Михайлович Спасский и Елизавета Якимовна Гребнева.

Николай Михайлович Спасский прибыл к нам в 1941 году из Егорьевска вместе с эвакуированным заводом «Тормозная лента». Работал на заводе до 1959 года. Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За трудовую доблесть». На заводе трудилась и его жена Татьяна Тимофеевна Ко-рочкина.

В 1943 - 1944 годах на подсобные работы (распушка асбеста, заготовка сырья, подвозка материалов) привлекались военнопленные: немцы, румыны, венгры. Большинство из них были добросовестными, соблюдали порядок и дисциплину, но попадались и ярые приверженцы Гитлера. А также работали на заводе и стройбатовцы из строй-колонны №208.


Продолжение следует.
А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г.
 

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История | Просмотров: 215 | Добавил: ASB | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
avatar
Отправьте свою новость 


Поделись с другом


Новости от партнеров



Календарь новостей

«  Сентябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Форма входа

Ищу знакомства

Я

Ищу

от до лет

знакомства

Наш опрос

О качестве работы почтовых отделений
Всего ответов: 134

Статистика

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Онлайн всего: 166
Гостей: 166
Пользователей: 0

Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест.
Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию.
Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru