Его открыла землякам краевед Любовь Амосова
Полвека назад, выбирая профессию, Любовь Амосова о карьере историка-краеведа не задумалась ни разу. Она любила французский язык и отправилась учиться из родного Сухого Лога в Нижнетагильский педагогический институт, на филологический факультет.
Затем получила назначение в ирбитскую школу, потом уехала к мужу, служившему срочную военную службу, и только по окончании этой службы семья выбрала на жительство город Асбест.
Вот именно Асбест приготовил молодой учительнице французского сюрприз — встречу с человеком, определившим всю ее дальнейшую жизнь. Имя его знакомо каждому асбестовцу: Николай Аввакумов, художник-журналист, фронтовик, работавший в газете «Комсомольская правда» в годы Великой Отечественной войны. В городе есть музей художника, его имя носят Центр детского творчества (бывший Дворец пионеров) и одна из улиц.
На самом деле они никогда не виделись. О талантливом художнике-графике, чьи работы хранятся в Третьяковской галерее, Любовь Федоровна узнала случайно.
— В гороно мне предложили должность методиста во Дворце пионеров, — вспоминает Любовь Федоровна. — Я вошла в кабинет и обнаружила на столе подшивку газеты «Асбестовский рабочий». А в свежем номере — приглашение на встречу с историком-краеведом Павлом Никитиным. Я подумала, что лучшей возможности узнать город, который пока мне не знаком, и быть не может. О том, что здесь родился известный художник Николай Аввакумов, услышала на этой встрече. И подумала: ребятам будет интересно узнать историю его жизни, пригласила Павла Васильевича на совет старшеклассников…
Первый совет будущего музея задумал подготовить выставку графических работ художника — конечно, копий, откуда же было взять оригиналы?
— Но и копии добыть оказалось трудно, — рассказывает Любовь Федоровна. — Мы писали в музеи, где хранились рисунки Николай Аввакумова, с просьбой прислать нам фотокопии. Самого художника уже не было в живых, но работ осталось больше сотни, его рисунки и плакаты были очень востребованы, экспозиции открывались в лучших выставочных залах страны. В рисунках Николая Михайловича — история Магнитки, фронтовые зарисовки, портреты людей, воевавших на передовой и даже за линией фронта — партизан. Он рисовал не в мастерской и не в кабинете, а в блиндажах и землянках. Его иллюстрации печатали в «Комсомольской правде», они сопровождали репортажи военных корреспондентов.
Выставка удалась, и юные краеведы со своим руководителем поставили новую цель: создать музей земляка-художника. Как вспоминают они, в то время пионеры, а ныне уже пенсионеры, — было невероятно интересно. Чтобы получить статус музея, необходимо ездить в экспедиции, искать экспонаты, вести хронологию и записывать рассказы очевидцев. И чтобы поехать в Москву, например, нужно было прежде «намотать километры» по родному Уралу…
В Москве познакомились с сыновьями Николая Аввакумова (младший Михаил — тоже художник), коллегами по цеху, соратниками, друзьями.
— На семью возлагали большие надежды, — вспоминают. — Думали, расскажут много всего. А получилось наоборот — нас слушали. О том, как родители Николая приехали в Асбест, тогда поселок Куделька, какой была жизнь на прииске, как Фаина Игнатьевна, мама Николая, стала первой учительницей в школе и еще много о чем.
Самой увлекательной стала поездка в Белоруссию, к бывшим партизанам — тогда еще живым. Поисковый отряд задумал найти героев, запечатленных в рисунках художника-земляка. И нашел.
— Знаете, кто у нас настоящим героем был? — рассказал гостям Михаил Мормулев, командир партизанского отряда, в составе которого Николай Аввакумов освобождал Белоруссию. — Козлик. Да-да, настоящий, с рогами и бородой. Он у нас связь обеспечивал. Ходил от одних к другим, доставлял донесения (мы их в кисет прятали, а кисет привязывали за шею). И ведь до чего был сообразительный, ни разу фашистам не попался — прятался от них. Когда Минск освободили, мы ему свои ордена на шлею прицепили и на парад с собой взяли. Заслужил…
Так, занимаясь историей жизни одного человека, известного земляка, узнавали подростки историю своей страны — историю великих строек, великой войны и великой Победы. А также историю собственного города, оказавшуюся с большими секретами — ведь Куделька даже фрагментами не сохранилась. Вот зачем нужен оказался музей, который ими же и создавался и расположился в их вотчине — Дворце пионеров. Было как-то само собой разумеющимся, что Дворец должен носить имя художника Николая Аввакумова — одного из первых пионеров, комсомольцев Асбеста.
— Решение об этом принимал Президиум Верховного Совета СССР, — рассказала директор Центра детского творчества Ольга Дубина. — Впервые с такой просьбой коллектив Дворца пионеров обратился сначала в городские органы власти в 1984-м, имя присвоено в 1988-м, тогда же состоялось открытие мемориальной доски на фасаде Дворца.
Сорокалетнюю историю не втиснуть в строчки одной газетной публикации. Важно, что музей живет и развивается, в нем открываются новые экспозиции, проходят выставки — например, «Письма, телеграммы, документы из советского прошлого» оформлена к Международному дню музеев — и, главное, экскурсии, которые учатся проводить школьники, активисты совета музея Николая Аввакумова. Даже сейчас, в летние каникулы, приходят ребята дневных лагерей, слушают рассказ экскурсовода, рассматривают предметы, до сих пор невиданные, между прочим…
— А другую руку куда? — вопрошает первоклассник, примеривая на себя плащ-палатку — ну точь-в-точь как на газетном рисунке — здесь дырку сделать забыли!
— Не забыли, — объясняет Любовь Федоровна. — Из четырех таких плащей делали палатку, и прорезей должно быть четыре, по одной в каждой, чтобы не промокало, понимаешь?
Паренек приосанивается для фото и с явным интересом присматривается к стоящим неподалеку высоким сапогам из грубой кожи. Пока предметы их больше привлекают, чем старые, пожелтевшие бумаги с рисунками, статьями, письмами. Как считают педагоги, пока учатся культуре поведения, отношения к музейным ценностям, — дойдет дело и до истории.
Истории, которую хранят истинные подвижники. Любовь Федоровна Амосова — один из главных краеведов Асбеста, автор ряда исследований и книг о людях города, его становления и развития. А все началось с почти забытого имени художника Николая Аввакумова.
Ирина АТАНАСОВА
Уральский рабочий |