Вместо предисловия. 1
Прежде всего следует обосновать перечень населенных пунктов, которые будут рассматриваться в рамках заявленной темы. Ведь общеизвестно, что долина реки Рефт и его притоков (Большой Рефт, Малый Рефт) была заселена очень поздно. Даже на карте Пермской губернии начала 20-го века территория между реками Пышма и Реж (с юга на север) и от истоков реки Ирбит до истоков реки Нейва (с востока на запад) представляла собой большое зеленое пятно.
Полковник П. И. Миклашевский, директор екатеринбургской гранильной фабрики, так описывал свои впечатления от поездки на изумрудные копи Большого Рефта в мае 1860г.: “Только крайность или слепой случай могли занести человека в тот дикий угол Екатеринбургского округа... <...> Все пространство, начиная от Пышминского завода до изумрудных приисков (40 верст) покрыто сплошным лесом, рядом небольших ключей, горных речек и главное болотами, которые не пересыхают в самые жаркие летние дни; оттого переезд этого пространства, даже в лучшее время года, чрезвычайно труден, а во время дождей возможен только верхом; кроме того, по случаю часто свирепствующих ветров в этой местности, проезжая тропа совершенно заваливается деревьями, и много стоит трудов, чтобы сколько-нибудь расчистить ее после бури”.[38] Однако очевидно, что уже с середины 17-го века, когда появились первые поселения по периметру этого «зеленого пятна», долина и бассейн реки Рефт постепенно осваивались. И, раньше всего жителями поселений Новопышминской слободы, т.е. нынешнего Сухоложья, как наиболее приближенных к рассматриваемой местности.
В краеведческой и исторической литературе фактический материал освоения природных богатств земли рефтинской относится к началу девятнадцатого века. Он касается открытия и разработки полезных ископаемых - изумрудов, золота, асбеста.
В 20-е годы 19-го века на Большом Рефте найдено золото и в 1826 году здесь появился первый прииск. В конце 19-го века вдоль реки действовало уже 35 приисков [1]. Тогда же было найдено и рудное золото. Число рудников составляло тоже несколько десятков. Видимо, в это время и появился поселок Золоторуда.
О количестве старателей можно судить по следующим данным. У золотопромышленника Малиновцева в 1905 году на трех приисках работали 50 крестьян, в 1910 - на двух приисках - 38 крестьян[ 1]. Кстати сказать, названия некоторых золотых, изумрудных и асбестовых (сколько у нас всего!) рефтинских приисков имели библейские корни (Михаило-Архангельский, Николае-Чудотворный, Сретенский, Троицкий, Вознесенский), что, с точки зрения культурологи, имеет прямое отношение к теме данной статьи. В1905 году на трех приисках Дмитрия Чердяева, несмотря на то, что добыча не велась, на разведке и разработке стволов шахт работало 23 крестьянина - жители сел Ирбитские Вершины, Знаменского, Рудянского, Сухоложского и некоторых деревень[1]. Большерефтинский прииск разрабатывался Режевской заводской конторой, оттуда был и штат надзирателей, а вот откуда были рабочие - не известно [там же]. Так или иначе, в конце 19-го - начале 20-го века, только на золотодобыче в районе реки Рефт и ее притоков одновременно было занято несколько сотен человек. На добыче асбеста в летние месяцы было занято до 12 тысяч человек, в основном крестьяне ближайших деревень[27].
Баженовское месторождение хризотил-асбеста было открыто в 1885 г. землемером А.П. Лодыженским при отводе участков под разработку россыпного золота по реке Большой Рефт и ее притокам. А.И.Чечулин в своей книге «Асбест» приводит легенду о том, что первыми нашли асбестовый камень в районе озера Щучье жители деревни Ряпасовой (ныне село Светлое Сухоложского района), добывавшие там рыбу. Документального подтверждения эта история не имеет, однако она указывает, что жители
Сухоложья занимались промыслом (в данном случае - рыбодобычей) в районах, прилегающих к среднему течению реки Большой Рефт, значительно раньше их промышленного освоения. А.И.Чечулин приводит и название дороги на Ряпосовую -Липняжная.
Продолжение следует.
Ю.Сухарев. История храмов и приходов поселений по реке Рефт. 2008г.
|