(Продолжение)
Вместо предисловия 2
В 1830 году белоярский крестьянин-смолокур Максим Степанович (Стефанович) Кожевников открыл уральское изумрудное месторождение «на берегу Большого Ревта, там, где река эта принимает в себя небольшия речки: Таковую, Старку и Шемейку». Вот как обрисовывает это событие в книге «Драгоценные камни» М.И. Пылаев: «Был у нас тут наш белоярский крестьянин Максимко Кожевников. Парень дошлый, смотрел все, где как парубка откроется, да пни появятся, он их выкорчевывал да смолу гнал. Как-то зашел Максимко за пнями на правый берег Токовой, что падает в Рефь, да меж корней сушины, вывороченной бурей, напал на струганцы (кристаллы), да самоцветные» (Спб., 1888. С. 245) . Из данного сообщения получаем и сопутствующую информацию. Стало быть, рефтинская тайга была и местом лесного промысла (смолокурения) для обитателей окрестных поселений. Да и «парубки» (порубки) сами не образуются - для этого нужны мужики с топором.
И.А. Панов, зам. председателя Совета ветеранов с. Волково Свердловской области, труженик тыла, в своем обращении в газете "Советская Россия", пишет, вспоминая тяжелое военное детство: «На моем подотчете было более 30 тыс. кубометров соснового леса, который весной сплавляли по большой воде по рекам Рефт — Пышма в город Сухой Лог, в ДОК». Уместно сделать предположение, что лесозаготовка таким способом велась и ранее, в 18-19 веках. Тем более, если учесть, что южнее Пышмы начинается зауральская лесостепь, бедная строевым лесом.
Кроме преобладающего участия жителей близлежащих к реке Рефт сел и деревень Сухоложья в освоении территории, следует сказать и о административной общности земель рефтинских и сухоложских,.
В 1657 году государь всея Руси Алексей Михайлович пожаловал территорию от истока реки Рефт до озера Куртугуз и далее по речке Кунарке до реки Пышмы невьянскому Богоявленскому мужскому монастырю. Невьянский монастырь располагался не в демидовской столице - городе Невьянске, как можно подумать, а на территории нынешнего Алапаевского района, в селе, которое звалось Монастырское, а ныне называется Кировское[20]. Таким образом, изначально Сухоложье и земля рефтинская имели общую административную принадлежность.
На картах конца 19-го - начала 20-го века река Рефт с прилегающими территориями, от точки впадения в Пышму и, примерно, до точки напротив (западнее) села Ирбитские Вершины, относилась к Камышловскому уезду Пермской губернии. Соответственно, эта местность административно относилась к Знаменской и Ирбитско-Вершинской волостям.
Очевидно, уже в годы Советской власти Сухоложье расширило свои владения по Рефту почти до Рассох (место слияния рек Малый Рефт и Большой Рефт). Земли по реке находились в ведении созданого Новопышминского района (с 1923г), в 1924г преобразованного в Курьинский, а с 1931г. на базе Курьинского и Богдановичского районов образованного Сухоложского района. Большая часть этих земель были закреплены за Рудянским, Знаменским и Ирбитско - Вершинским сельскими советами (последний позднее трансформировался в Алтынайский поселковый совет). Например, лесной кордон Кирилловский, находившийся на территории нынешнего водохранилища, относился к Рудянскому сельскому совету. Такое положение сохраняется и до нынешнего времени. Лишь в 2003 г. площадки, на которых находятся Рефтинская ГРЭС и птицефабрика, областным законом переданы муниципальному образованию «Поселок Рефтинский».
Таким образом, по мнению автора, правомерно, в рамках заявленной темы, помимо поселений, непосредственно расположенных на берегах Рефта и его притоков (г.Асбест, п.Рефтинский) рассматривать историю храмов и приходов близлежащих сел Сухоложья (села Ирбитские Вершины, Рудянское, Знаменское). Основанием для этого является административная принадлежность земель рефтинских к этим селам (волостям, сельским обществам, сельсоветам) и фактическое участие православного населения этих сел в освоении территории на протяжении минувших веков.
Историю церкви нельзя отделить от той внешней среды, в которой она находилась. Поэтому здесь будут даны некоторые общие данные о административном устройстве и экономике рассматриваемых территорий.
В работе использованы общедоступные источники - краеведческая, историческая, справочная литература, а также архивные материалы, представленные в Интернет.
Продолжение следует.
Ю.Сухарев. История храмов и приходов поселений по реке Рефт. 2008г.
|