Главная » 2018»Август»21 » Является ли заочное обучение достаточным для подготовки по специальности?
Является ли заочное обучение достаточным для подготовки по специальности?
13:54
Журналист Любовь Шаповалова поговорила на эту тему с асбестовцами.
Разговор состоялся не вдруг: в министерстве образования РФ усомнились в "компетентности" заочной формы обучения. В то же время в уральской глубинке - и в нашем Асбесте - нет вузов с дневным обучением, молодые люди часто выбирают для себя "заочку". Зависит ли от формы обучения дальнейший профессиональный путь?
Закончилась вторая волна зачисления в высшие учебные заведения. В 13 государственных вузах Екатеринбурга студенческие билеты получат около 25 тысяч первокурсников.
Только Уральский федеральный университет примет более 8600 вчерашних абитуриентов, при этом почти две тысячи студентов-новобранцев будут получать образование заочно, около 200 из них — на бесплатной (бюджетной) основе. В УрФУ заочное обучение организовано по восьми направлениям: журналистика, программная инженерия, строительство, реклама и связи с общественностью, история искусств, психология, менеджмент, экономика.
Есть мнение: заочное образование — фикция
Не исключено, что желающие заочно стать экономистами успели вскочить на подножку уходящего поезда: есть вероятность, что эту специальность могут исключить из списка профессий, осваиваемых вне стен вуза.
Такая участь уже постигла юриспруденцию — с прошлого года она уже не входит в заочную систему высшего юридического образования, получаемого впервые.
Сокращая список профессий, которыми можно овладеть дистанционно, реформаторы мотивируют это тем, что на «заочке» в принципе невозможно получить качественную профессиональную подготовку, а потому со временем следует отказаться от этой формы обучения и другим специальностям: строительным, инженерным и так далее. В качестве альтернативы предлагается вечерне-заочное обучение.
Мнение «заочников»: нельзя лишать жителей провинции выбора
Разделяют ли эту точку зрения те, кто получал высшее образование заочно?
— Я бы «заочку» сохранила, потому что не у всех есть возможность получать образование на дневном или вечернем отделении, — считает мастер цеха по ремонту газового оборудования Асбестовского энергоуправления Виктория Смирнова. — У меня тоже не было такой возможности, поэтому я училась на заочном отделении Уральского аграрного университета, тогда он назывался сельхозинститутом. Без отрыва от работы получила диплом инженера-механика и, надеюсь, пока не давала повода работодателям усомниться в моей квалификации. На мой взгляд, недоверие к «заочке» как к менее качественному образованию сложилось из-за того, что эффективность обучения там зависит главным образом от самого студента-заочника. Если он учится не ради «корочек», то будет и самодисциплина, и интерес к предмету. Я, будучи студенткой, в свободное время из библиотеки не вылезала. А разве мало студентов-дневников, которые бьют баклуши и кое-как доползают до диплома?
С благодарностью отзывается о своих заочных университетах и землячка Виктории — выпускница УрФУ Кира Атанасова:
— Поступать на дневное отделение не стала по двум причинам. Во-первых, не хотелось материально напрягать родителей: жизнь в Екатеринбурге намного дороже, чем у нас в Асбесте. Во-вторых, я выбрала журфак, а для журналиста, на мой взгляд, главное — практика. На заочном отделении можно было сочетать работу с учебой, причем одно очень помогало другому. Горжусь, что сдала все сессии — и не сорвала выпуск ни одного номера газеты, в которой тогда работала. Диплом писала на остросоциальную тему и на местном материале — о судьбе кадровых военнослужащих после сокращения армии. Словом, ни разу не пожалела, что училась не на дневном, а на заочном.
Мнение работодателей: мы заинтересованы в сохранении системы заочного образования
Интересуются ли работодатели при приеме на работу специалиста, очно или заочно он получал образование?
— Интересуемся, но это не имеет решающего значения, — отвечает заместитель генерального директора по персоналу и социальному развитию ОАО «Ураласбест» Валерий Юстус. — Самое главное, чтобы у претендента было желание учиться, повышать квалификацию и осваивать новую профессию. Ежегодно мы направляем на учебу на заочное отделение в УрФУ, горный и железнодорожный университеты Екатеринбурга не менее десяти человек, по 30-40 человек получают среднее профессиональное образование на заочных отделениях средних специальных учебных заведений. В условиях современного производства нужны специалисты-универсалы, и при наличии одного высшего образования зачастую требуется второе, а то и третье. Без отрыва от работы их можно получить только на вечернем или заочном отделении, и эта форма обучения, считаю, всегда будет востребована. Наше предприятие стимулирует получение как первого, так и второго высшего и среднего специального образования, частично оплачивая обучение студентов-заочников.
Мнение преподавателей: заочники более мотивированы на учебу
А как оценивают качество подготовки заочников те, кто учит студентов?
— Большой опыт преподавательской и журналистской работы дает мне право утверждать, что заочники, как правило, подготовлены не хуже, а зачастую лучше, чем «дне́вники», — говорит доцент кафедры периодической печати департамента журналистики УрФУ Иван Малахеев. — Студенты, непосредственно занятые в профессии, учатся более осмысленно, применяя на практике теорию и обогащая теорию практикой. Яркий пример — редактор «Шалинского вестника» Дмитрий Сивков, блестящий журналист, автор прекрасной книги о жизни уральской глубинки. Он окончил журфак заочно и даст фору многим выпускникам дневного отделения. Кстати, в течение двух лет я вел статистику по трудоустройству наших выпускников и выяснил, что в профессии остаются три четвертых специалистов, закончивших факультет заочно, и только половина тех, кто учился на дневном.
Вместо резюме
Итог : ни один из респондентов не согласился с идеей ликвидации системы заочного обучения. Напротив, все участники говорили о том, что современные средства коммуникации (интернет, электронные средства связи и так далее) расширяют возможности для общения студентов-заочников с преподавателями, позволяют участвовать напрямую в научной работе и общественной жизни вуза.
Другое дело, что эти возможности используются не всегда, но это говорит лишь о том, что систему заочного обучения нужно модернизировать, а не секвестировать, как предлагают ее противники.
В тему
На сайте УрФУ размещена информация об условиях приема на заочное отделение Северо-Западного государственного технического университета. Лидер заочного инженерного образования России, СЗТУ с 2000 года выпустил более 80 тысяч специалистов, в которых сейчас особенно нуждается российская промышленность. Отказ от заочной формы обучения приведет к еще большему дефициту инженерных кадров.
Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест. Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию. Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru