Десять советов, которые облегчат общение с ними
Почти всю неделю в Свердловской области обсуждали трагедию в Асбесте, где местный таксист свел счеты с жизнью из-за долгов и назойливых кредиторов. На эту историю наложился кошмар в Ульяновске, где коллектор, намереваясь как следует напугать должника, случайно закинул бутылку с зажигательной смесью в кроватку к его маленькому внуку. Как обезопасить себя от чрезмерной активности взыскателей? Самый простой ответ является одновременно и самым сложным — не делать неоправданных долгов и с крайней осторожностью пользоваться услугами микрокредитных организаций. Мало того, что средняя эффективная ставка займа там составляет 2% в день (а это 700% годовых), так еще и рынок этот регулируется очень слабо, что позволяет недобросовестным владельцам компаний микрозаймов прибегать к поистине бандитским методам взыскания долгов.
Но если вам или вашим близким все же не удалось избежать общения с коллекторами, тогда для вас несколько лайфхаков, которые по максимуму его облегчат.
Чтобы быстро найти ответ на интересующий вас вопрос, воспользуйтесь навигацией:
1. Почему банки и МФО передают долги коллекторам? На самом деле, банки основную часть просроченных кредитов взыскивают силами собственных специалистов, потому что это по большей части «техническая» просрочка — например, когда человек просто забыл заплатить. Но в случаях, когда должник намеренно не платит, на работу с ним нужно потратить больше времени и усилий, чем на простой звонок. И тут каждый банк в зависимости от своих возможностей решает: есть ли смысл пытаться и дальше взыскать долг самостоятельно или передать эту работу сторонним исполнителям. В МФО зачастую задача взыскания сразу отдается на аутсорс. 2. Банки не могут сами взыскивать свои долги? Могут. Но, во-первых, для взыскания сложных долгов со скрывающихся заемщиков нужны специалисты с особыми навыками поиска и убеждения, а держать таких специалистов в штате многим банкам нет смысла. Во-вторых, в каждом банке есть определенный процент безвозвратных долгов, которые остается только списать с баланса. Вот такие долги обычно и продаются коллекторам за копейки. А для коллекторов безвозвратных долгов не бывает. 3. Почему коллекторы такие назойливые? Потому что если они не будут назойливыми, они не взыщут долг и, соответственно, не заработают. 4. А работа коллекторов вообще законна?
Да. Хотя в РФ, в отличие от многих западных стран, нет отдельного закона, регулирующего деятельность коллекторов, они работают в поле сразу нескольких смежных законов. Главные из них — закон о банках и банковской деятельности, закон о потребительском кредитовании, закон о персональных данных и Гражданский кодекс. 5. Почему коллекторы звонят по ночам? Законы разрешают им это?
До лета 2014 года время для звонков коллекторов никак не регламентировалось. Но затем в силу вступил закон о потребительском кредитовании, который запрещает коллекторам звонить, писать SMS и приходить в гости к должникам с 22:00 до 8:00 в будни и с 20:00 до 9:00 в выходные и праздники.
6. Что вообще разрешено коллектору?
На самом деле, немногое. Классический коллектор может звонить и приходить по месту нахождения должника, вежливо убеждать его вернуть долг и рассказывать, как это сделать. Также коллекторы могут тормошить судебных приставов, чтобы они как можно оперативнее приходили описывать имущество должников. Но помните: имущество может быть описано, только если по долгу был суд, который признал правоту кредитора и выдал исполнительный лист. Взыскивать имущество могут только судебные приставы и только по исполнительным листам. Если с пришедшим описывать имущество коллектором нет пристава, его действия незаконны. 7. Вот моему знакомому коллекторы всю стену изрисовали в подъезде. На каком основании? Это были не коллекторы, а обычные хулиганы. К сожалению, отдельные банки и МФО пользуются услугами разных сомнительных типов, уповая на то, что террор действует эффективнее убеждения, но доказать, умышленно ли нанял ваш кредитор такого «подъездного бойца» или же просто плохо проверил подрядчика, крайне сложно. 8. И как бороться с этими хулиганами? Писать заявления в полицию. Можно пожаловаться и в прокуратуру на вашего кредитора — банк или МФО, но для этого действия недобросовестных взыскателей должны однозначно нарушать закон. Например, надпись «Петров ДОЛГ» на стене в подъезде нарушает закон о персональных данных, так как о долге Петрова становится известно всему подъезду. Если вам звонят с угрозами и агрессией, не пытайтесь нейтрализовать их встречными криками «Я буду жаловаться в Роспотребнадзор». Держите всегда при себе диктофон, в начале разговора просите звонящего представляться и предупреждайте, что записываете диалог. Обычно этого хватает, чтобы звонящий свернул неприятное общение.
9. Зачем мне вооще общаться с коллекторами?
Если вам, к примеру, звонит специалист службы взыскания банка, то это хороший знак. Вы можете продемонстрировать ему готовность погасить долг, и в таком случае он не только расскажет вам, как это можно сделать с наименьшими потерями, но и сделает пометку у себя о том, что вы готовы идти на контакт и не уклоняетесь от общения — если, разумеется, поверит вам. Если же ваша просрочка затянулась более чем на полгода, есть риск, что ее передали на взыскание коллекторскому агентству, а классический коллектор не отстанет от вас до тех пор, пока вы не погасите долг. 10. Мой телефон попал в базу коллекторов по ошибке. Что делать? Часто бывает, что чужие номера в банках оставляют недобросовестные заемщики, заранее знающие, что не будут платить по кредиту. Или же вам продают симку с номером телефона, который раньше принадлежал должнику. Помните, что самое бесполезное занятие в таком случае — пытаться заставить собеседника «удалить ваш телефон из базы». Линейные специалисты служб взыскания не решают такие вопросы, они просто звонят по телефонам, которые выдает им система. Чтобы ваш телефон убрали из системы, вам надо будет связаться с менеджером отдела взыскания вашего банка или коллекторского агентства, которому передан «ваш» долг.
Источник ekburg.tv
|