Куда деть буйного?
Сначала мы обзвонили представителей городского здравоохранения, правоохранительных органов, спросили у рядовых граждан, что делать в подобной ситуации, и паззл у нас как-то не сложился - однозначного ответа нет, потому как пьяницы за неимением в городе медвытрезвителя распределяются везде помаленьку. Почему-то если комментарии и давали на тему "Куда деть алкоголика?", то просили не афишировать имя и должность:
- Вытрезвителей нет, но если человека подобрали пьяного на улице, теперь везут в приемное отделение Горбольницы и вытрезвляют. В психбольницу однозначно пьяного не заберут. В наркологию - только с согласия. Можно сдать в полицию, чтобы составили протокол по хулиганству и попросить, чтобы оставили мужичка до утра.
Медвытрезвитель находился на ул. Королева, 22 - с торца здания в подвальном помещении. Потом переехал на ул. Некрасова, 58. Сегодня - это бесхозное помещение, которое облюбовали подростки и бомжи. Там даже был пожар. На портале Rusprofile.ru - источнике сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях Российской Федерации - значится: "Организация" Медицинский вытрезвитель ОВД города Асбеста ликвидирована 31 марта 2006 года. Причина: прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения".
- Когда алкоголик понимает, что ему необходима помощь, и его родным нет необходимости вытаскивать из него согласие, то можно определить его в наркологический государственный диспансер по месту проживания, где ему окажут соответствующую помощь. Длительность госпитализации подбирается лично для каждого.
Последний полученный ответ логически направил нас к эксперту, который, как оказалось, "в теме", потому что в свое время работал в психиатрической бригаде "скорой помощи", открывал лечебно-трудовой профилакторий, участвовал в открытии психоневрологического диспансера в городе и знает, как была организована работа в медвытрезвителе при органах внутренних дел.
Койка "для проспаться" - это кощунство
Интересное и достаточно откровенное интервью дал Валерий ВАЛЕЕВ, заведующий отделением дневного стационара филиала "Южная психиатрическая больница" ГБУЗ СО "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница № 9.
- Валерий Михайлович, как работал раньше вытрезвитель?
- Он существовал при ОВД многие годы, больше десяти точно. Конечно, его функционирование было обложено планом - сколько нужно оформить в сутки людей, наложить штрафов. Доходило до абсурда: к примеру, идет по улице приличный человек с женой с корпоратива. Понятно, что выпил рюмку. Но идет, ни на кого не кидается, беседует с супругой. Забирают в вытрезвитель. Для плана. Индивидуальная реакция у каждого при "оформлении" была. Но в целом, конечно, стыдно было попасть туда.
Потом решили, что не оправдал себя вытрезвитель, затраты финансовые опять же, и забрать туда не всякого выпившего можно. Упразднили. Но народу меньше-то пить не стало. И они везде, эти алкоголики. Позорят лицо города, страны. "Кошмарят" свои семьи, соседей. Проблема теперь вообще не решается. И она не вчера и сегодня возникла. Она существует давно.
Хотя напрасно говорят, что Россия - пьющая страна. Статистика по употреблению крепких напитков показывает, что Россия - на седьмом месте, между прочим. А самые высокотолерантные к алкоголю люди, в понятии медицины, это японцы. У них есть фермент, который быстрее расщепляет алкогольные токсины. А меньше всего способность к алкодегидронезу - у северян и у женщин. У последних – вообще устойчивости никакой к алкоголю.
- Сколько надо времени, чтобы спиться? Ну, не до смерти, а до диагноза - алкоголизм?
- Женщине достаточно регулярного употребления в течение двух лет, мужчине - пять-шесть лет. Фазы, ступени, конечно, проходят за этот период, к конечному диагнозу, так сказать.
- Алкоголик настоящего времени – он кто?
- Он молодеет. Почему? В 90-е пошла реклама пива, сложился миф о безвредности слабых алкогольных напитков, которые стали пить со школьной скамьи – как наше поколение раньше газировку из автомата. Человек объявляет для себя это нормой. Портрет разномастный: женщины, мужчины разных возрастов и социальных статусов, работающие и неработающие, разные абсолютно. В основном, конечно, характеризует их грубое, циничное отношение к жизни, к женщине.
- Почему не могут остановиться?
- И алкоголь, и табак включаются как дополнительный элемент в физиологический обменный цикл. И это происходит на уровне рефлексов. Алкоголь становится звеном в стереотипической цепочке. Алкоголь - это же анальгетик. Он обезболивает. Почему алкоголику легчает, когда он примет на грудь? Тут болело, там болело, выпил - отпустило. Отошел - снова заболело. У кого хватает ума, начинают лечить свои болезни. Остальные - по замкнутому кругу.
- И как избавиться?
- Единственный путь - выбросить это звено. Добровольно или принудительно. Но тогда и цепь становится разорванной.
А значит, организму потребуется время для восстановления цепочки без этого звена. В этом и сложность лечения. Нужны время, терпение, усилия. Родных и близких, в том числе. Собственное желание избавиться от зависимости ускоряет дело. Но не всегда оно явно. К примеру, алкоголик говорит: "Надоело, я больше не могу пить!". Бальзам для родных. А он просто не может, оклемается и сможет снова. Это - не желание бросить. Закодированные, знаете, бывает, не пьют, держатся, но считают дни, когда этот год закончится.
Самым главным препятствием на пути к трезвой жизни может стать категорическое нежелание избавляться от зависимости, ведь алкоголики не считают себя больными и думают, что в любой момент могут сказать выпивке "нет". Тогда нужно понять, как принудительно заставить человека принять помощь и вылечить от желания употреблять алкоголь.
- Вот попал человек к вам в стационар. Как здесь лечение происходит?
- Сюда не попадают с улицы или просто так. Сюда приходят добровольно, с родственниками, в большинстве случаев - с осознанным решением восстановиться, потому что дальше уже никак. Вовремя не сделанная детоксикация может привести к тяжелым последствиям или даже к смерти.
Промываем организм от продуктов распада алкоголя. Купируем психоз, если требуется. Новенький, окрепший становится человек, сон-аппетит появился, не сравнить с тем видом, какой был. И говорит: "Отпустите, дальше я сам могу". А надо минимум две недели. Но даже этого времени не хватает, чтобы у человека мировоззрение поменялось, и он стал трезвенником. А значит, и такая форма себя не оправдывает.
В наркологическом отделении на сегодняшний день - 25 мест. Никогда они не пустуют, всегда заняты. В дневном стационаре проходят лечение около пятисот человек в год.
- Хватает этого?
- Смотря для чего. Очистить город от "грязи" - нет. Ну, а вообще, рассчитано по количеству населения.
- А среди поступающих - новые лица? Или одни и те же?
- Пятьдесят на пятьдесят. По второй группе - возвращающихся - оцениваем по длительности воздержания от алкоголя, ремиссии, есть ли перспективы дальнейшей работы. Если ремиссия все дольше, значит, есть эффект и хорошие перспективы.
- Наркоманы есть в стационаре?
- Практически нет их. Раньше были. Наркотики и алкоголь - по сути, одно и то же. Только зависимость к алкоголю постепенно вырабатывается, а к наркотику - очень быстро.
- А лечатся здесь бесплатно?
- Нет. Это слишком щедро, я считаю. Человек, который купил себе эту болезнь, должен платить и за то, чтобы от нее избавиться.
- А если тяжелое отравление. Куда такого?
- В реанимацию Горбольницы, а дальше переводят по профилю - в зависимости от области поражения - у кого цирроз печени, у кого открытая язва желудка, сосудистые расстройства.
- У нас есть данные, что в приемном отделении есть специально отведенная койка в уголке для алкоголиков, мол, где они отоспятся и домой уходят…
- Я считаю, это - кощунство! Койку "для проспаться" в больнице иметь. Нет такого и быть не должно. Это ужасно, когда подобранных на улице нетрезвых граждан помещают в обычную больницу, где они занимают койко-места, отнимая их у других больных, которые должны лежать там по действительно медицинским показаниям.
- Есть ли сезонность у алкоголизма? Когда пьют больше всего?
- И по календарю праздников, и по времени года. Летом, как правило, все заняты. Осень - праздник урожая, начинаются пьянки. Зимние длительные каникулы новогодние - идеальная пора для алкоголизма. Весной тоже "просыпаются", начинают пить. Вот недавно четыре дня в честь 23 февраля отдыхали. Я пришел на работу в понедельник - целый коридор больных.
- И что делать? Какие ваши предложения? Возрождать вытрезвители?
- Я уже сказал, что процесс реабилитации для переформатирования сознания должен быть более длительный. Нужна новая форма работы. Оптимальный вариант - центр, который бы выполнял и функцию вытрезвителя - с отдельным входом, и функцию длительной и грамотной реабилитации для алкоголиков и наркоманов. Психотерапия, кодирование, индивидуальный подход.
- Насколько длительной?
- От трех месяцев - минимум, до двух лет. Плюс на базе центра - возможно, форма лечебно-трудового профилактория.
При открытии ЛТП, который так же был когда-то в Асбесте, я присутствовал. Его открывали в 1978 году. Существовал до 1995 года. Да, затратная форма. Но неквалифицированный труд - тоже хорошее дело, которое может приносить пользу обществу.
- Центр должен быть государственным учреждением?
- Безусловно. Хотя отмечу, что так как проблема существует, сколько ни закрывай на нее глаза, то в стране появляется опыт частных медвытрезвителей, спецбригад по выводу из запоя - услуги платные. Но полно и шарлатанов, которые сулят избавление от алкоголизма. Ну, а что?
Со всех сторон прибыльное дело - сетевые алкогольные магазины множатся, как грибы после дождя, процветают. Пока мы общество не очистим, не остановим тех, кого еще можно остановить, не дадим будущему поколению стать алкоголиками, будут проблемы во всех сферах городской жизни.
Поодиночке - не справиться
Вера Николаевна ЛИМОНОВА работала начальником медвытрезвителя на протяжении одиннадцати лет. Мы попросили ее рассказать о том, как была организована его работа и озвучить свое мнение - нужно ли возрождать данную форму?
- Не зря всегда считалось, что медвытрезвитель - это "пороховая бочка". Квалифицированную помощь, на мой взгляд, там оказать не могли. Было запрещено принимать людей, находящихся в тяжелой стадии алкогольного опьянения. Только в легкой и средней. А это очень тонкая грань. Как определить - "тяжелый" он или не очень? А если смерть? То ответственность за это - полностью на полиции, раз медвытрезвитель при ОВД функционировал. Бывало, откачивали всю ночь, и это - страшно. Это - для специализированного учреждения, а не для вытрезвителя.
- Вера Николаевна, а вы по образованию и квалификации там работали как сотрудник ОВД или медик?
- Как сотрудник ОВД. Медицина - только на уровне курсов. Первая доврачебная помощь.
- В какой форме может быть возрожден медвытрезвитель, как вы считаете?
- Поверьте, это очень хлопотное дело. Медикам тоже хочется оттолкнуть от себя проблему. Они не хотят отвлекаться на эту "грязь". И я их понимаю, с одной стороны. У них своих забот много. Но и полиция одна не справится. В идеале, если говорить о возрождении этой формы, нужно объединение усилий ведомств - здравоохранения и полиции. Поодиночке не справиться ни тем, ни другим. И, конечно, данное учреждение должно соответствовать всем требованиям. Нужна квалифицированная медицинская помощь. Даже если при полиции будет вытрезвитель - все равно нужен хороший, грамотный медик. И "жесткая рука" - крепкие медбратья.