В поселке им. Малышева жил однополчанин Героя Советского Союза Александра Матросова - старший сержант Владимир Григорьевич Грубов.
Ветеран вспоминал:
- С Сашей я встретился в суровом 1942 году. Одна дорога привела нас в Краснохолмское военно-пехотное училище Оренбургской области. Вскоре нас перебазировали на станцию Платовка.
Помню, как-то на восходе солнца заиграл горнист, и все, как один, быстро умывшись холодной водой, выбежали на улицу. Пока готовились к завтраку, один из курсантов расправил тальянку и заиграл плясовую. Смелых не оказалось. Тут подошел командир роты Глебов и говорит: "Что, гармонист зря играет?".
И тут вышел коренастый, среднего роста, голубоглазый юноша. Поправив челку, начал отплясывать в такт музыке. "Ай да Матросов!" - раздались голоса.
28 января 1943 года половина состава Краснохолмского военно-пехотного училища была откомандирована на Калининский фронт. Мы пошли добровольцами пополнить 91-ю минометную бригаду.
Принимал новичков командир роты, старший лейтенант Сергей Григорьевич Артюхов - энергичный, распорядительный офицер, не раз побывавший в боях. Артюхов прошел вдоль колонны и говорит: "Мне нужны смелые и выносливые автоматчики-стрелки. Желающие, два шага вперед!" Колонна замерла, и вдруг Александр Матросов делает два шага вперед, поворот кругом, лицом к строю. За ним вышли Антощенко и другие.
Молодые автоматчики получили новое оружие, боевые припасы и отправились в далекий поход, вдоль линии фронта. Матросов и на марше проявил себя выносливым. Он помогал уставшим - то автомат поднесет, то что-нибудь скажет веселенькое.
Александр был жизнерадостным, душевным и искренним. Его лихие, задорные пляски восхищали бойцов. Но особенно любил он петь. Пел Матросов задушевно, с какой-то затаенной, берущей за душу грустью. Солдаты и офицеры любили его за песни, веселые шутки и остроумие. А подтянутостью, расторопностью, рвением к службе он сразу обратил на себя внимание командиров. ...И вот она, сожженная деревенька Чернушки Великолужской области в двадцать четыре двора...
Перед наступлением выслали разведчиков и группу автоматчиков, отвлекавших огонь на себя. После донесения разведки дан приказ продвигаться к переднему краю. По пояс в снегу, с минометами и пулеметами на плечах, бойцы шли вперед.
- Всех командиров в голову колонны! - отдал приказ комбат. В это время вспыхнула вражеская ракета. Она описала в небе круг, осветив движущееся подразделение. Не ожидая с этой стороны наступления, гитлеровцы всполошились и открыли беспорядочный шквальный огонь. Комбат понял, что фашисты в панике и, не теряя времени, повел нас в наступление. Гитлеровцы не раз пытались отрезать нас от других подразделений. Целый день кипел жаркий, кровопролитный бой. Командир роты Артюхов на бегу давал приказы. Матросов не отставал от него ни на шаг; он был связным.
Послав Матросова на связь, Артюхов приказал автоматчикам короткими перебежками продвигаться вперед. Вражеские солдаты отступали, бой постепенно утихал. Но вечером фашисты, стянув все силы, снова пошли в атаку.
Нам приказано выбить фашистов из сильно укрепленного пункта - деревни Чернушки - к 25-й годовщине Советской Армии и Военно-Морского Флота. Автоматчикам следовало подползти незаметно и забросать гранатами их дзоты. Но с одним из них справиться не удавалось, из него просматривалась вся местность. Многие наши ребята были ранены, лучший друг Саши - Антощенко -погиб.
Матросов просит командира разрешить ему выполнить задание. Артюхов не соглашался, но настойчивость Матросова взяла свое. И вот в зимней шапке-ушанке, а поверх ее - в стальном шлеме, в маскировочном халате Матросов скрылся в снегу. Не отрывая глаз, мы наблюдали, как продвигался он к цели. Вражеские пулеметчики нащупывали опасного для них стрелка.
Матросов подползает ближе к дзоту и делает рывок, бросая гранату, затем другую, третью... На миг пулемет замолчал. Матросов вскакивает и, подняв над головой автомат, что-то кричит.
Но вражеский пулемет изрыгнул огонь трассирующих пуль. Матросов вдруг делает два уверенных прыжка, закрывая своим телом амбразуру вражеского дзота.
Стало тихо...
- За Сашу!
- За Матросова! - раздались властные голоса. Мы бросились вперед, в наступление.
Здесь же, на снежной поляне, мы и похоронили отважного девятнадцатилетнего парня, настоящего героя. Нашему полку присвоили имя Александра Матросова, а Саше - звание Героя Советского Союза (посмертно).
Татьяна ШРЕЙДЕР.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.