Краеведы прошли по старинной дороге до последней в нашем районе лесной заставы.
Очередной маршрут пришелся на день особого поминовения усопших – Радоницу. Мы этот праздник чтим, но оказалось, что только в этот день группа может собраться. Помянем усопших в ближайшее время.
На тропу сегодня встали В.Н.Рубцов, А.Л.Копырин, Шершнев А.Б., Кожевников О.М. и автор этих строк. Первый объект изучения – Старковский кордон. Появился около 1880 г. Находился на границе Монетной дачи и дачи Режевского завода, охраняя леса Монетной.
Необходимость особого надзора за лесами именно в этом месте обусловлена золотодобычей в данном районе. С 1825 г на Старке работал казенный прииск, начинался он от устья этой реки. В 1838 г добыча составляла около пуда желтого металла в год. В последней четверти 19 века вся пойма реки и окрестности переданы в пользование Торговому Дому Поклевского. Это уже частная кампания, что усилило необходимость контроля над лесами.
Устройство лесных застав было типовым. Обязательно пожарная вышка, огород. Дом просторный, под тесовой крышей. Николай Фёдорович Рубцов в своих воспоминаниях приводит план кордона. С крыльца вход в общие сени. Квартир три – первая, вторая и «средняя» (для приезжающего начальства). По периметру ограды сарай для телег и саней, другие надворные постройки. Н.Ф.Рубцов пишет: "Кордоны, как правило, располагались около речек, на высоком месте и очень красиво выглядели на фоне леса".
Последнее к Старковскому кордону относится вполне.
В 2014 г мы проезжали рядом с кордоном и я щелкнул «мыльницей». Как оказалось – не напрасно, ибо сегодня его состояние уже другое, много хуже.
Можно сказать, что, действительно дом разделен на три части. Была ли вышка – не ясно. Были ли общие сени? Сейчас ничего такого нет. Ограды нет тоже. Но это последний кордон нашего края, от которого осталось хоть что то.
В 1926 г здесь проживало 2 семьи, 11 человек обоего пола. Через два года, в 1928 г, число хозяйств уже 19, мужчин 21, женщин 10. Такое соотношение говорит о том, что большая часть жителей были неженатыми холостяками. Подобная демография свойственна лесозаготовительным или приисковым поселкам, пристроившимся к кордону. Указано, что кордон имеет дореволюционное прошлое и относился тогда к Белоярской волости.
В 1937 г Асбестовский леспромхоз здорово пострадал от репрессий. На этом предприятии работало много финнов, которых арестовали всех. Подтягивали и русских. Кукарин Иван Иванович 1895г.р., м.р. – РСФСР, Челябинская обл.., Катайский р-н, с.Никитинское, русский, проживал – Свердловская обл., Асбестовский р-н, кордон Старка, работал – Асбестовский леспромхоз, лесообъездчик. Арестован 4 октября 1937г, осужден 15 октября 1937г. Расстрелян 19 октября 1937г.
Кордон нес свою службу до самой перестройки. Сюда, после ликвидации Кирилловского кордона, переехала оттуда семья лесника. Старое здание обветшало и было построено рядом новое.
После осмотра кордона двигаемся вверх по Старке.
Постоянно встречаем шурфы и следы промывки песков. Шахт не обнаружили, хотя в записках геологов есть упоминание, что здесь работали и по жильному золоту.
Река упирается в высокую насыпь. В 1980-е гг строили железную дорогу к п. Малышева для вывозки руды. Железка не была закончена, а насыпь осталась.
Канава для протока воды через насыпь поднята высоко и перетока фактически нет. Следовательно, верховья заболачиваются и это видно.
Двигаемся по насыпи в сторону п. Малышева и сворачиваем в лес. Не без труда находим Старковскую дорогу, заросшую основательно. Дорожка эта шла от пышминских сел, через Старку на север, с ответвлением на северо-запад, к бассейну рек Режа и Аяти. Дорога древняя, известна с 18 века.
Пройти древней, потерянной для всех дорогой - честь для краеведа. Рядом с дорогой тоже много шурфов и разведочных канав.
Пробуем что-то и поискать. К сожалению, истлевший перочинный нож и обломок подковы, да еще кованные гвозди — это все, что отдала нам дорога из своего прошлого.
Заканчиваем маршрут там, где его начинали, на кордоне.
Ваш Юрий Сухарев, краевед, член Русского географического общества.
Источник
|