Мы регулярно слышим о том, что нельзя открывать дверь незнакомым людям. Но, к сожалению, разного рода жулики манипулируют нами очень изобретательно.
Журналист "Асбестовского рабочего" едва не пополнил ряды обманутых.
- В будний день в третьем часу в дверь постучались, -рассказывает корреспондент. - В "глазок" увидела усталого мужчину в форме газовой службы - сине-оранжевая куртка, синие брюки. На вид - лет 45, в руках - папка-планшет с какими-то бумагами и небольшой прибор, который можно принять за газоанализатор. Неделю мы с ребенком честно просидели на самоизоляции, поэтому если бы на двери подъезда и было предупреждающее объявление, я бы его не увидела Опять же, не впустить представителя газовой службы чревато отключением от услуги всего подъезда, поэтому решила не рисковать. Более того, "сотрудник" уточнил, что три месяца назад от них приходила женщина. Какая-то девушка действительно тестировала работу вентиляции в квартирах, но давно.
Мужчина сразу отметил, что движения воздуха в квартире нет и начал запугивать предписаниями. Услышав, что причиной проблемы является единый вентиляционный канал, он заявил, что управляющая компания обманывает жителей и показал схему, на которой от каждой квартиры шла индивидуальная вентиляционная шахта.
- Меня спасло то, что всю эту эпопею с вентиляцией мы уже прошли, - признается журналист. - Я специально изучила технические планы разных типов "хрущевок" и точно знала, что специалисты обслуживающей организации, с которыми общалась, были со мной честны, а рисунок, который мне показали, не имеет к нашему дому никакого отношения.
Далее мужчина сообщил, что в доме идет "коллективная чистка", помимо общедомовых можно «почистить» вентиляционные каналы непосредственно в квартире, и сейчас действует скидка за эту услугу. Мол, прочистить вентиляцию можно за шесть тысяч рублей - практически за полцены. В подтверждение предъявил договор на услугу, где получателем средств числился индивидуальный предприниматель. На вопрос, почему деньги получит ИП, объяснил, что компания выступает подрядчиком "городской вентиляционной службы". На самом деле, конечно, такого органа не существует.
Мужчина оставил журналисту «АР» свою визитку, чем редакция сразу же воспользовалась, чтобы проверить сведения о предприятии в сети интернет. У компании, зарегистрированной в Екатеринбурге, есть свой сайт, правда, совершенно неинформативный - указаны расценки за работу, размещен блог про ай-фоны и магазин, где есть только ценники без товаров. Создается впечатление, что сам сайт - лишь прикрытие для мошеннической деятельности.
Стоит отметить, что за день "гастролер" из Екатеринбурга посетил не один дом. Целью его, очевидно, были пожилые люди и матери с маленькими детьми, которых в рабочее время можно было застать дома. Зачастую как раз они оказываются уязвимы перед мошенниками. Так как же определить, что с вами говорит злоумышленник?
Сергей Жернаков, руководитель обслуживающей организации "Техно-Сервис":
- Насторожить должен сам звонок - либо в дверь, либо на телефон. Буквально недавно у меня была такая ситуация: на домашний номер звонят якобы из энергосервисной службы и говорят, что по нашему многоквартирному дому участились жалобы на перепады напряжения, поэтому "в ближайшее время с вами свяжется диспетчер и согласует дату и время прихода специалиста для обследования технических сетей в квартире". Брала трубку супруга. Не прошло пяти минут - повторный звонок. Трубку беру уже я, и мне якобы диспетчер какой-то службы начинает так резко, нагло, не давая слова вставить, говорить о том, что прямо сейчас нужно решить, в какое время придет специалист, готов ли я записать его фамилию, имя и отчество. Я сказал, что запишу фамилию, чтобы передать ее полиции, и на том конце сразу бросили трубку.
Почему это мошенники? Являясь руководителем обслуживающей организации, прекрасно понимаю, что мои внутриквартирные сети неинтересны никому, кроме тех случаев, когда я сам сделал заявку в обслуживающую мой дом компанию.
Они неинтересны "Водоканалу", потому что его зона ответственности - только до приборов учета в подвале. "Горэнерго" интересуют только наружные сети, и сколько тепла подано на дом. Не придет ко мне специалист "Горэнерго" проверять, как у меня греют батареи. И так же -по электричеству, никакой энергосервисной компании не интересно состояние сетей в моей квартире.
И поэтому любая организация, заявляющая, что мы сейчас к вам придем и будем проверять, - это однозначно мошенники.
В квартиру могут прийти только представители обслуживающей организации либо газовой службы. Но о визите газовиков либо плановом обходе обслуживающей организации жители извещаются заранее. В первую очередь это объявления - у подъездов, в подъездах, техники даже частично обзванивают жителей и предупреждают, когда запланировано комиссионное обследование. И только когда житель знает о том, что этот визит запланирован, может впустить посторонних.
Даже в этом случае какие-то разговоры о деньгах со стороны обслуживающей организации исключены. У газовой службы ежегодное сервисное обслуживание платное - они осматривают, выписывают квитанции, принимают оплату.
Если возникают какие-то сомнения, есть номера телефонов обслуживающей организации, аварийной службы - сразу же нужно перезванивать и уточнять, чьи специалисты к вам пришли.
■ Комментарий
Евгений Казанцев, временно исполняющий обязанности начальника полиции МО МВД "Асбестовский":
- Жителям стоит обращать внимание на то, как составлены объявления о визите газовой службы -в тексте обязательно должен быть указан контактный телефон и адрес организации. Соответственно, если номера не местные или адрес не имеет отношения к вашему городу - уже повод насторожиться.
Незнакомцев не надо впускать в дом. Своих почтальонов, участковых и сотрудников обслуживающей организации люди обычно знают в лицо. Если пришли неизвестные и представились сотрудниками газовой службы, нужно предварительно позвонить туда либо по номерам, указанным на официальном сайте, либо по единому номеру 112. Если у вас есть подозрение, что по подъезду ходят мошенники, сразу звоните в отделение полиции по номеру 02.
Стоит проявить бдительность и в телефонном общении. Не берите трубку, когда звонят с незнакомых номеров. Если у вас начинают выяснять личные данные или вымогать деньги - сразу прерывайте общение. Не стоит вступать в спор с мошенниками или сообщать им информацию о себе и своих близких.
Не покупайте ничего на подозрительных сайтах и не переводите деньги незнакомцам. Если на вашем счете внезапно оказалась крупная сумма, нужно сразу же связаться с сотрудниками банка, -возможно, на вас оформили кредит.
Пожилых людей злоумышленники обманывают историями о прибавке к пенсии или обмене денег, а по факту - вручают купюры "банка приколов", которые те разменивают реальными деньгами. Поэтому людям старшего поколения в таких ситуациях лучше звонить в полицию или родственникам, которые помогут разобраться в ситуации и не позволят им стать жертвами мошенников.
Т. Мельникова
"Асбестовский рабочий"
|