У жителей депрессивного поселка появилась надежда на лучшее.
В этом году поселок Малышева трижды отметился на страницах «Уральского рабочего». И все три раза — по негативным поводам.
Сюжет первый. Группа местных жителей доставляет собранный с улиц мусор (муниципальные службы не вывозили отходы более месяца) к зданию администрации и вываливает перед крыльцом. Глава поселка Олег Кабанов подает на «хулиганов» в суд, но дело проигрывает.
Сюжет второй. По окончании отопительного сезона в поселке отключают горячую воду на все лето. Сенсацией является то, что у жителей лопается терпение (семь лет выносили сие безобразие, на восьмой не выдержали), они припоминают руководству поселка все грехи и создают инициативную группу по отзыву главы Олега Кабанова.
Сюжет третий. Глава не ждет, когда ему предложат «отозваться», подает заявление об увольнении сам. Следом уходит первый заместитель. Возникает уникальная ситуация: безвластие. А выборы нового градоначальника могут состояться только в марте будущего года.
Обо всем этом «Уральский рабочий» сообщал по мере поступления информации. Сегодня представляется возможным ее обобщить: события в небольшом муниципальном образовании, как зеркало, отражают российскую действительность.
Одни буквы
Спустя пару месяцев после отставки Олега Кабанова, в начале октября, в поселке появился новый руководитель, исполняющий обязанности градоначальника. Вакантную должность предложили председателю городской Думы Асбеста Валерию Хомутову. Предложение поступило от областных властей, и малышевские депутаты назначение утвердили. 10 октября Валерий Хомутов приступил к работе. Первым делом… перекрасил буквы в названии поселка на въезде — из черного в зеленый цвет.
— По-моему, красиво, — прокомментировал и.о. главы. — Зеленый — цвет надежды и цвет изумрудов, которыми славится здешняя территория.
Хотя, если честно, последние несколько лет Малышева «славилось» совсем другим — предприятие, добывающее драгоценное сырье, в том числе стратегическое, «пошло по рукам» и в итоге свернуло добычу.
Шахтеры искали работу на стороне и разъезжались, поселок из элитного в советское время превратился в глубоко дотационную территорию.
С руководством уже в таком состоянии муниципальному образованию тоже не повезло — даже те средства, которые можно (и необходимо) было привлечь, «пролетали» мимо.
Поэтому в Малышева закрылся Дворец культуры (ремонт требует 20 миллионов рублей), единственная баня, на все лето отключали горячую воду и т. д.
Даже федеральная программа по ремонту жилья не действовала в поселке — здесь не могли организовать обязательное для вступления в программу ТСЖ. Как следствие — кризис власти.
С новым периодом управления муниципалитетом выяснилось, что многие проблемы таковыми и не являются — начали ремонтировать баню,
и перед Новым годом (27 декабря) обещают открыть.
Восстановили уличное освещение (причем сначала на окраинах).
В поселковом Дворце культуры снова проводятся концерты и спектакли, смета на ремонт готова и имеет все шансы попасть в областную программу поддержки сельских очагов культуры.
Мусор, и тот нынче убирается, даже за уличными урнами следят.
От частного — к общему
Но самое главное событие, состоявшееся на днях, — начало деятельности предприятия по добыче полезных ископаемых. Малышевское рудоуправление к концу 90-х годов, перейдя в частные руки (и не одни), функционировало с большими перерывами. Когда у частников, имеющих иностранное гражданство, закончился срок лицензии на добычу и переработку, шахту вновь законсервировали на несколько лет.
— Сейчас контрольный пакет акций передан государственному предприятию — Калининградскому янтарному комбинату, — объявил на торжестве, посвященном открытию шахты, председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин. — Передача производства, имеющего стратегическое значение, от частного капитала государственному — само по себе уникальное событие, такое удалось впервые. Рудник работать будет, а значит, и поселок заживет лучше.
— А вот теперь, если гарантии будут, молодежь работать зовите, — наказывает начальству бригадир Евгений Куракин, поднявший первую вагонетку с рудой на гора. — Я тут уже 40 лет, шахту сохранили, она действовать должна. Пусть шахтеры возвращаются …
Готовить шахту к полноценному функционированию начали два года назад — производство под землей разрушается быстро, и если бы не поддерживалось в рабочем состоянии такими людьми, как бригадир Куракин, трудно (если не сказать — невозможно) было бы вернуть производство к жизни. Государством, по словам генерального директора Калининградского янтарного комбината Юрия Мухина, обещана поддержка в размере 2,5 млрд рублей. На руднике уже открыты вакансии для рабочих, мастеров и инженеров, планируется принять на работу до 600 человек.
— Сейчас работают около 200, — рассказывает горный мастер Олег Смольников. — Но доска учета спустившихся в шахту рассчитана на тысячу человек. Пока пустует… Очень хочется, чтобы рудник действовал, развивался. Здесь еще мой отец работал, добывал руду более 30 лет, награжден орденом Красной Звезды. Когда шахту закрыли, специалисты разъехались, трудятся в основном на северных вахтах. Сам я здесь начинал, потом тоже уходил, но последние три года занимаюсь восстановлением, и вот уже несколько дней — добычей.
Чистый изумруд
Горный мастер рассказал, что на Малышевском руднике добывают бериллий — это и есть стратегическое сырье, необходимое в ракетостроении. Изумруды используются в изготовлении ювелирных изделий. Когда-то, в советское время, на предприятии был музей уральского драгоценного камня, сегодня его уже не существует. Собравшимся на торжество по случаю открытия добычи показали разные сорта изумрудов — от светло-зеленых, крупных, до темных прозрачных кристаллов. Сортировщица Людмила Домрачева пояснила, что на ее участке кристаллы освобождают от слюдяной оболочки, сортируют по цвету и прозрачности. Чем темнее и прозрачнее камень, тем дороже.
Но прежде чем рудник заработает в полную силу и принесет прибыль, потребуются вложения. Из обещанных 2,5 государственных миллиардов потрачено 500 миллионов — на реконструкцию самого необходимого и запуск. По оценке специалистов, через 4 года инвестиции начнут окупаться. Известно, история не терпит сослагательного наклонения, но как так получилось, что добыча стратегического сырья попала в частные, да еще иностранные руки?
Хотя чему удивляться — в России такое случается. И развалившийся поселок, совершенно не приспособленный к самостоятельной, не зависящей от работы рудника жизни, — пример, вполне показательный для российской реальности.
Впрочем, у жителей Малышева наконец появилась надежда на лучшее.
Ирина АТАНАСОВА
Источник: Уральский рабочий |