Изба Савельевых стояла на краю деревни. И неудивительно было Маше, что по ночам стучались именно к ним. У них находили приют все, кто спасался от преследования карательных отрядов, зверствовавших на Брянщине. Выходили Савельевы и раненого летчика.
- Вот я и на ноги встал, - сказал он как-то. - В лес надо подаваться. Да и вам здесь делать нечего. Донесут полицаю, не сдобровать.
- Уходите, детки,- поддержала красноармейца мать.
Но не могла Маша решиться. Знала, что в случае их исчезновения родителей расстреляют фрицы. Все разрешилось само собой. Вбежала на неделе соседка, закричала:
- Убегайте, милые, быстрей. "Душегубка" по улицам разъезжает.
В лесу их было сначала немного, горстка людей. За два с половиной года в партизанском отряде Мазаро-ва насчитывались уже тысячи. Они взрывали мосты, уничтожали группировки власовцев, пускали под отко-сы фашистские поезда. Делали все, что могли они сде-лать для наступления наших войск. И день этот настал. В сорок третьем году соединился батальон Баландина с партизанским отрядом Мазарова. Комбат приметил стройную, с длинными черными косами дивчину Машу Савельеву. Да и сам Михаил был парнем бравым, на груди - две медали "За отвагу".
Но не до любви им было в ту пору: Михаилу со своим батальоном предстояло дальнейшее продвижение, а Мария, сестра милосердия, осталась выхаживать раненых. Только адресок ее записал себе на случай Баландин.
А впереди у него была Курская дуга, где заслужил комбат орден Отечественной войны I степени. Под Белостоком завязались крупные бои. Баландину было поручено перерезать дорогу с Гродно на Белосток. Вскоре он мог доложить, что задание выполнено. Но какой ценой: батальон оказался отрезанным и двенадцать суток находился в окружении. Взвесив все возможности, Баландин решил вести людей на прорыв, к лесу. Четко рассчитанная операция завершилась было успешно, но бойцы наткнулись на замаскированную немецкую переправу. Противник не подозревал, что его рассекретили, при первых же выстрелах запаниковал. А этого только и ждали все, кто оставался в живых от моторизованного батальона, вышедшего из окружения.
За удачно проведенную операцию Баландин был удостоен высокой награды - ордена Александра Невского. Не укладывалось как-то в голове, что вышел из такой круговерти не задетый вражеской пулей. А когда все успокоилось, решил комбат заглянуть на передний край, заодно почту ребятам подбросить. Тишина стояла невероятная, а потом вдруг все оборвалось. Пробила шальная пуля каску, левую руку.
Новая мимолетная встреча с Марией, медицинской сестрой, а затем на четыре месяца больничная койка в одном из тульских госпиталей. Но война для Баландина еще не закончилась, будет впереди еще Эльба...
Бывший работник автопредприятия Михаил Григорьевич Баландин и его жена Мария Лазаревна, медсестра 2-го терапевтического отделения медсанчасти комбината "Ураласбест", - уважаемые ветераны в Асбесте.
Татьяна ШРЕЙДЕР.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.