|  Предприятие "Росатома" выпустило пробную партию инновационного ядерного топлива для реакторов на быстрых нейтронах. 
 Первую промышленную партию МОКС-топлива (от английского mixed-oxide 
fuel), состоящего из оксидов урана и плутония, выпустил ФГУП 
"Горно-химический комбинат" (предприятие Госкорпорации "Росатом", 
Железногорск, Красноярского края). Как пояснили на предприятии, данный 
продукт предназначен для реакторов на быстрых нейтронах – установок, 
способных реализовать замкнутый ядерный топливный цикл.  
"Полученная 10 килограммовая партия МОКС-топлива полностью соответствует
 заданным техническим условиям по плотности. Таблетки переданы в 
исследовательский центр для анализа на другие технологические 
параметры", - сообщила пресс-служба предприятия. 
 Теперь комбинат готовится к производству второй промышленной партии 
уран-плутониевых таблеток уже в объеме 20 кг. Кроме того, по информации 
пресс-службы, в декабре текущего года предприятие планирует запустить 
целый завод по производству МОКС-топлива. Новое производство разместят в
 подгорной части комбината, на территории радиохимического завода. 
Месторасположение позволит существенно сократить стоимость проекта за 
счет использования имеющейся инженерной инфраструктуры, отлаженных 
систем очистки воздуха и сточных вод, а также обеспечить защиту от любых
 внешних природных и техногенных угроз.  "Для того чтобы 
заблаговременно обеспечить работоспособность основной технологии, на ГХК
 был создан специальный участок, скомплектованный из уже поставленного 
технологического оборудования. Одновременно с этим, в цехе будущей 
установки этого оборудования завершаются строительные и монтажные 
работы. Но уже сейчас специалисты предприятия провели настройку и 
стыковку уникальных агрегатов по всем параметрам. Применение этой схемы 
позволяет не только заметно сократить время на самый трудоемкий этап – 
пусконаладку завода, но существенно повышает безопасность всего 
алгоритма создания производства", - отметили в компании.  В 
пресс-службе напомнили, что промышленное производство МОКС-топлива 
создается в рамках федеральной целевой программы "Ядерные 
энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на 
перспективу до 2020 года". Проект предполагает строительство в 
Железногорске производственного комплекса по выпуску уран-плутониевого 
оксидного топлива в объеме 400 ТВЭЛ (тепловыделяющих сборок) в год. На 
эти цели предусмотрено финансирование в размере 5,1 млрд рублей в год. 
 Первым же "потребителем" инновационного топлива станет Белоярская АЭС, 
расположенная неподалеку от города Заречный в Свердловской области. На 
сегодняшний день это единственная в России атомная электростанция с 
реактором на быстрых нейтронах.  "Сейчас в эксплуатации находится 
единственный в мире энергоблок с реактором на быстрых нейтронах 
промышленного уровня мощности - БН-600. Также к пуску готовится 
энергоблок нового поколения БН-800", - сообщили в пресс-службе предприятия. 
 Как пояснили специалисты Белоярской АЭС, данный энергоблок является 
техническим продолжением реактора БН-600, который более 30 лет находится
 в опытно-промышленной эксплуатации.  Предполагается, что после 
включения в энергосистему БН-800 проработает до первой плановой 
перегрузки топлива именно со сформированной на данном этапе стартовой 
активной зоной реактора. Она включает в себя пусковой источник 
нейтронов, 648 тепловыделяющих сборок, а также 36 сборок, участвующих в 
различных системах управления и защиты.  Сейчас же на Белоярской 
АЭС проводятся необходимые испытания и измерения для подтверждения 
расчетных нейтронно-физических характеристик активной зоны реактора 
БН-800. Энергетический пуск энергоблока, согласно плану, произойдет уже в
 конце текущего месяца.  "На этапе энергетического пуска мощность 
энергоблока составит 25% от номинальной. Далее будут осуществляться 
этапы постепенного подъема и освоения мощности до 100%. Сдача 
энергоблока в промышленную эксплуатацию произойдет в 2015 году", - уточнили в пресс-службе предприятия. 
 Как полагают специалисты, энергоблоки на быстрых нейтронах смогут 
существенно расширить топливную базу атомной энергетики и минимизировать
 радиоактивные отходы за счет организации замкнутого ядерного топливного
 цикла. Также ученые уверены, что развитие данной технологии поможет 
решить проблему глобального энергетического дефицита, который грозит 
человечеству уже в самом ближайшем будущем.  "Когда мы используем 
уран в виде ядерного топлива, то, как правило, используется только один 
его изотоп – уран-235, которого в топливе всего 0,7%. И использование 
только урана в тепловых реакторах или в быстрых реакторах не решает 
проблему ресурсообеспечения деятельности атомной энергетики. Если же 
ввести в топливный цикл уран-238, то мы резко, раз в 100, расширяем 
потенциал ядерной энергетики, тем самым получая источник энергии не на 
ближайшие 50-150, а на тысячи лет вперед. Поэтому движение в сторону 
замкнутого ядерного топливного цикла, как и быстрой энергетики, я 
считаю, нужно приветствовать", - сообщил Interfax-Russia.ru и.о. декана 
физико-технического факультета Национального исследовательского ядерного
 университета МИФИ Георгий Тихомиров.  Кроме того, как рассказал 
специалист, ставка на плутониевое топливо делается в еще одном крупном 
проекте Росатома под названием "Прорыв", также предусматривающего 
создание ядерных энерготехнологий нового поколения на базе замкнутого 
ядерного топливного цикла с реакторами на быстрых нейтронах.  "В 
рамках данного проекта панируется строительство еще трех реакторов на 
быстрых нейтронах нового поколения. Это реактор со свинцовым 
теплоносителем БРЕСТ-ОД-300, реактор БН-1200 и реактор СВБР-100. Все 
они, так или иначе, нацелены на новое топливо. Причем не только на 
диоксид, но и более плотное, нитридное топливо", - пояснил эксперт. 
 Говоря о рисках применения данной технологии, эксперт отметил, что они 
не выше, чем при эксплуатации традиционных АЭС на тепловых нейтронах. 
 "Отработанное ядерное топливо опасно само по себе. Использование 
МОКС-топлива практически не повышает эту опасность. Конечно, его 
производство дороже и трудозатратнее получения обычного уранового 
топлива, но тут речь идет именно о более сложных технологиях, а не о 
повышенных рисках", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.  Также, по словам Тихомирова, не стоит бояться и отходов данного вида топлива. 
 "В отходах есть продукты деления, которые мы в принципе научились 
консолидировать. Ну и конечно, повторное использование плутония 
уменьшает количество накапливаемых отходов", - добавил специалист. Источник: interfax-russia.ru
 |