О судьбах медицинских работников, вплетенных в историю страны.
В 1943 году из Асбеста уехали десять молодых медиков в Сухой Лог, где формировался эвакогоспиталь № 2549. Уже по дороге на фронт услышали мы команду "воздух!" и увидели, как немец бросает бомбы с самолетов на мирное население. На окраине Смоленска (дальше шел глубокий ров) развернули мы свой госпиталь. При оккупантах тут был концлагерь, тут же стояла газовая камера для уничтожения людей. Мертвых складывали штабелями. При отступлении враги расстреляли всех ослабленных больных из числа военнопленных.
Несчастные падали в ров, кто от слабости, кто от пули. Впоследствии, когда пришли наши, всех перезахоронили в братские могилы.
Наш хирургический эвакуационный госпиталь (ХЭГ) находился в 3-5 километрах от фронта. Машины с ранеными шли непрерывным потоком. Мы сортировали их, обрабатывали раны, гипсовали, переливали кровь. В операционных кипела работа вовсю. Транспортабельных отправляли в тыл.
Смертельные шли бои, земля содрогалась, бомбардировщики то и дело кружили над нами, летели бомбы, а мы сутками без сна и отдыха выполняли свое святое дело спасения бойцов.
Фронт ушел на запад, и мы за ним переехали в Каунас. Здесь и встретили долгожданную победу, но пришлось ехать на Дальний Восток. Здесь тоже спасали и выхаживали раненых фронтовиков.
Послевоенная судьба сложилась у нас по-разному. БАРЫШНИКОВА Тамара Ивановна, старшая медсестра госпиталя, вернулась в Асбест, работала заведующей здравпунктом, МОИСЕЕВА Анна Григорьевна заведовала детскими яслями, ПАХАЛУЕВА Злата Михайловна, медсестра в поселке Малышева.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.
|