О судьбах земляков, вплетенных в историю страны.
Кажется, перепуталось время. Движение - днем и ночью. Бой, бой. Краткая остановка, час на отдых и опять вперед. Так молодой асбестовец Иван Григорьев первое боевое крещение получил в Сталинградской битве, за что был отмечен орденом Красной Звезды. Затем Донбасс, где немец особенно упорно сражался, где каждый населенный пункт брали с боем.
На всю жизнь запомнился Григорьеву украинский город Никополь. Ударная группа должна была форсировать Днепр. Двое суток сидели в днепровских лиманах, в ледяной воде. Всю ночь длилась переправа группы, и сразу жаркий бой на берегу. На второй день переправились основные силы. За Никополь сержант Григорьев удостоен ордена Славы III степени.
Начался последний, победоносный год войны. Часть, в которой служил сержант-артиллерист Иван Григорьев, с территории Польши была направлена на штурм Кенигсберга.
Враг яростно цеплялся за каждый рубеж, за каждый населенный пункт, а иногда шел в контратаку. И вот тогда противотанковая артиллерия переходила на прямую наводку. Тут нужны крепкие нервы, быстрота и точность стрельбы.
На войне как на войне. За три с лишним года Иван Григорьев, к тому времени уже опытный воин, прошагал по опаленным порохом дорогам Белоруссии, Донбасса, Польши, Восточной Пруссии. Пришлось за это время не один раз побывать в госпитале. Как тогда говорили, подремонтируют и снова в строй.
1 февраля шел упорный, кровопролитный бой. На дороге появились немецкие танки. Сержант Григорьев припал к орудию. Выстрел, другой, и вражеский танк остановился, преграждая путь другим. Соседние орудия тоже били метко. Кажется, вражеская атака захлебнулась, но замаскированное орудие противника нащупало позиции батареи и начало обстрел. Он, кажется, даже не слышал взрыва. Яркая вспышка и сплошная тьма. Пришел в себя уже в медсанбате.
Санитарный поезд увозил тяжелораненых в тыл.
В свердловском госпитале, недалеко от ВИЗа, Иван Григорьевич Григорьев и встретил День Победы.
Все послевоенные годы проработал в механических цехах асбообогатительных фабрик.
Георгий УСТЬЯНЦЕВ.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.
|