Специальный документ доставили в Кудельку в мае 2018 года.
Всероссийская партийная конференция, на которой В. И. Ленин выступил со знаменитыми Апрельскими тезисами, определила четкие задачи и развернутую программу борьбы за дальнейшее развитие революции, за переход к ее второму этапу.
Исходя из общей программы и конкретных условий, сложившихся к этому времени, В. И. Ленин так определил задачи местных партийных организаций и Советов: «...пока в столицах и крупнейших центрах главные усилия приходится направить на подготовку сил для завершения второго этапа революции,—на местах можно и должно непосредственно двигать революцию дальше и, осуществляя единовластие Советов рабочих депутатов, развивая революционную энергию масс рабочих и крестьян, переходя к контролю над производством и распределением продуктов и т. д.»
В июне 1917 года вопрос о контроле над производством обсуждался первым Екатеринбургским съездом Советов. На основе решений Апрельской конференции РСДРП (б) и первого Екатеринбургского съезда Советов в начале июля 1917 года при Асбестовском Совете был создан совет рабочего контроля над производством, который возглавил коммунист Иван Иванович Голошейкин.
Управители приисков сначала восприняли это мероприятие совдепа как нечто временное, преходящее. Но потом, когда совет рабочего контроля, осуществляя свои революционные права, стал вникать в детали управления производством и проводить в жизнь решения совдепа, управителям и эсеровским элементам из служащих это явно пришлось не по душе. Сначала они пробовали саботировать предъявляемые требования, но когда их предупредили в совдепе, что за саботаж они понесут суровую ответственность по законам революции, управляющие избрали другую тактику. В обращении с членами рабочего контроля они всячески подчеркивали свою неприязнь к ним, прямо в глаза смеялись над некоторой их некомпетентностью в вопросах производства.
— Ну, что, господа «министры», какое сальдо у вас получается? — насмешливо спрашивали они членов рабочего контроля, когда те рассматривали отчеты приисков.
Но члены совета рабочего контроля настойчиво и неутомимо продолжали свое дело. Видя упорство, с каким рабочие контролеры постигают «тайны» управления производством и даже начинают свободно разбираться в бухгалтерских книгах и коммерческих делах, хозяева все яснее понимали, что наступает конец их власти.
В первых числах мая 1918 года представитель областного Совета комиссаров Урала привез на рудники постановление о национализации асбестовых предприятий Баженовского месторождения. Вот этот исторический документ:
«Постановлением Пермского губернского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов 19-го декабря 1917 года, подтвержденным на областном съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов Урала 25—30 января 1918 года, все недра Урала объявлены собственностью государства, а национализация предприятий производится по мере того, как создаются на местах благоприятные условия для этого.
Национализация асбестовых предприятий Урала вызывается неотложной необходимостью ввести урегулирование добычи и условий работы, а обстановка, как финансовая, так и организационная, ныне вполне благоприятна для национализации добывания и обработки асбеста на Урале, вследствие чего областной Совет комиссаров Урала постановил:
1. Конфисковать все имущество асбестовых предприятий Поклевского-Козелл, Жирарда де Сукантон, Муханова, Тхоржевского и др. того же района, в чем бы оно ни состояло и где бы ни находилось: рудники, оборудование, здания, живой и мертвый инвентарь, запасы сырья, продуктов и полупродуктов, капиталы, текущие счета в банках и т. п.
2. Объявить все предприятия собственностью Российской Федеративной Республики Советов.
3. Объединить указанные предприятия вместе с уже национализированными ранее предприятиями бывшего Алапаевского и Невьянского горных округов в единое предприятие района по добыванию и обработке асбеста и других ископаемых.
4. Немедленно организовать путем созыва съездов рабочих организаций всех этих предприятий общий Деловой совет асбестовых рудников, которому и поручить управление объединенным предприятием.
5. Все рабочие, служащие и технический персонал конфискованных предприятий должны оставаться на своих местах и продолжать работу под страхом предания суду революционного трибунала. Руководство работой предприятий до создания Делового совета возлагается на заводские комитеты.
6. О других асбестовых районах области, которых касается настоящее постановление, будет опубликовано дополнительно.
Председатель Совета комиссаров.
29 апреля 1918 г.
Получив этот документ, партийная организация, совет и профсоюз горняков, насчитывающий к этому времени в своих рядах несколько сот членов, приступили к новой организации управления предприятиями асбестовой промышленности.
На рабочих, профсоюзных собраниях было избрано правление округа государственных асбестовых рудников Баженовского, Невьянского и Алапаевского районов, которое по-новому налаживало производственную жизнь рудников.
Фабриканты и заводчики, привыкшие жить за счет труда рабочих и крестьян, не хотели мириться с -победой революции и начали вооруженную борьбу против молодой Советской Республики. В стране все сильнее и шире разгорался пожар гражданской войны. Пламя его подступало к центру Урала — Екатеринбургу. 25 июля 1918 года войска белогвардейцев и интервентов вступили в Екатеринбург.
Гражданская война на время прервала кипучую деятельность асбестовских большевиков. Многие передовые рабочие и коммунисты, сменив орудия мирного труда на солдатское оружие, ушли в ряды Красной Армии и в партизанские отряды на борьбу с Колчаком. Оставшиеся на асбестовых рудниках коммунисты были схвачены колчаковцами и брошены в тюрьму.
П. Никитин, Н. Рубцов,
"Город горного льна"
|