В Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга сегодня стартовал суд по нашумевшему уголовному делу о пытках в полиции Заречного. И практически сразу же суд решил закрыть процесс, не только от прессы, но и от родственников подсудимых.
Судья Владимир Порозов, известный своими приговорами по делам силовиков, минуя стадию предварительных слушаний, решил начать судебное разбирательство сразу со стадии рассмотрения материалов по существу.
Суд принял решение о закрытии процесса. Ходатайство заявила прокурор Макарова, мотивировав это наличием в материалах дела сведений о личной, интимной жизни фигурантов дела, а также персональные данные действующих должностных лиц правоохранительных органов, оглашение которых нежелательно. Все подсудимые и их адвокаты высказали возражение.
Так, Ксения Куриленко, жена одного из подсудимых, заявила, что дело полностью сфабриковано. По ее мнению, в данном случае приходится говорить о противостоянии двух ведомств — МВД и СКР. «Я и другие мои коллеги (сама Ксения также является сотрудником полиции) уверены в том, что дело против моего мужа и других силовиков высосано из пальца. Потерпевшие почему-то только через полтора года после преступления обратились в органы внутренних дел, и только после этого было возбуждено дело, начались задержания», — заявила она.
Суд ходатайство поддержал: дело будут рассматривать в закрытом режиме, причем в зале запретили присутствовать и родственникам подсудимых. Судья встал на сторону прокурора, дополнительно мотивировав решение тем, что потерпевшие боятся, что на них будет оказано давление. Журналистов не пустили даже на оглашение этого решения. Добавим, что сегодня на суд пришли только двое из трех потерпевших: Андрей Оходов и Владимир Ильишов, ключевого свидетеля Сухорукова в зале не было.
Что интересно, все обвиняемые по-прежнему числятся действующими сотрудниками полиции. Дубровин, Ударцев, Маманов и Махаев — в межмуниципальном отделе Заречный, а вот Куриленко из сотрудника областного полицейского главка переквалифицировался в силовика из глубинки. Как выяснилось сегодня, в настоящее время он числится начальником угрозыска полиции Тавды.
В то же время председатель профсоюза работников органов внутренних дел Свердловской области Михаил Павлов заявил, что задержание пятерых сотрудников полиции Заречного серьезно сказалось на раскрываемости преступлений на данной территории. «По моим данным, раскрываемость упала минимум в 2 раза! Криминалитет ведь не дремлет. Я тоже считаю, что дело — полностью сфабриковано», — отметил он.
Напомним, по версии следствия, силовики применяли насилие в отношении ряда граждан, доставленных в отдел полиции «Заречный» по подозрению в совершении убийства. В результате один из них, ранее судимый Александр Сухоруков, был вынужден оговорить себя, признавшись в совершении убийства. Он взял на себя удушение ремнем весной 2014 года Исрафила Давлетшина, сотрудника банного комплекса в поселке Режик, где отдыхала компания Сухорукова. Еще одного жителя Заречного полицейские избили до разрыва селезенки. Его тоже проверяли на причастность к убийству. Получив признательные показания, полицейские передали материалы в Следственный комитет и далее — в Белоярский районный суд. В ходе судебного разбирательства установить, что именно Сухоруков совершил убийство, не удалось. Материалы вернули в прокуратуру. При этом вскрылись факты выбивания у задержанных нужных показаний.
Обвиняемыми по нынешнему громкому уголовному делу проходят сразу пять полицейских. Среди них — руководитель полиции Заречного Александр Дубровин, два его подчиненных — Эдуард Ударцев, Абай Маманов, а также начальник угрозыска ОМВД Заречного Андрей Махаев и бывший оперуполномоченный отделения по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений УУР ГУ МВД РФ по Свердловской области Анатолий Куриленко.
Добавим, Куриленко — единственный, кто находится под арестом, остальные обвиняемые выпущены под залог в 500 тысяч рублей. Ни один из полицейских, находящихся под следствием, не признал вину.
В окончательной редакции обвинение им предъявлено по статьям 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия и специальных средств»), 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и 303 УК РФ («Пособничество в фальсификации доказательств по уголовному делу об особо тяжком преступлении»).