Вместе с медсестрой Натальей Холзаковой дежурил журналист.
Коронавирус повлиял на жизни каждого человека, но особенно сильно он отразился на медработниках. Очень часто рассказывают о врачах, которые спасают пациентов, но мало кто говорит о труде медсестер. Однако им тоже пришлось многим пожертвовать. Мы провели один день в красной зоне вместе с медсестрой Натальей Холзаковой и на себе ощутили все «прелести» защитных костюмов и будней в красной зоне.
Плохие и хорошие новости
Рабочий день палатной медсестры Натальи Холзаковой начинается в восемь утра и длится сутки. Два дня дома – и снова на смену. Иногда чаще – медики тоже болеют, ходят в отпуска, кого-то надо заменить.
В таком графике Наталья трудится уже второй год – с самого начала пандемии. До этого была массажистом в детской поликлинике.
– Когда в прошлом году началась самоизоляция, наше отделение закрыли. Лично у меня сомнений не было – сидеть дома или пойти работать в красную зону. Я точно решила, что я хочу помогать людям. И останусь до окончания коронавируса, буду помогать, - признается Наталья Холзакова. – Да, родственники, знакомые переживали, отговаривали. Кто-то даже упрекал – «да что тебе эта клятва Гиппократа – подумай о себе». Но я приоритеты расставила, еще когда пошла учиться на медсестру после школы.
Признается, да, первое время было страшно. Очень. Дочку-студентку отправила жить к своим родителям – чтобы минимизировать вероятность заболеть. Приходила домой – а там ее ждала только собака. И каждый вечер искала у себя симптомы коронавируса.
Да, работать в красной зоне непросто морально и физически. И если к физической нагрузке и дискомфорту можно привыкнуть, то морально легче не становится. Каждое утро Наталья начинает с того, что заходит в общий чат в телефоне. Здесь коллеги рассказывают о последних новостях за сутки. И новость, которую она прочитала накануне своей смены 3 ноября, до сих пор повергает в шок – ночью обстреляли ковидный госпиталь.
– Досталось процедурной как раз нашего поста. Было разбито стекло, до сих пор виден след от пули в стене – как раз рядом с кислородной разводкой, - показывает Наталья. – Просто чудом никто не пострадал. Коллега как раз закончила процедуру, выключила свет и выходила из процедурной. От страха – сразу рухнула на пол. Непонятно было что происходит – что-то упало или обвалилось? Испугались и пациенты, палаты которых напротив. Ночь, многие спали. Спросонья даже прятались под кроватями.
Потом в новостях Наталья прочитала, что стрельба – это месть одного из родственников погибшего пациента. Как такое возможно – до сих пор не укладывается в ее голове. За эти уже почти два года она столько видела, но все равно не привыкла. А в сентябре буквально на ее руках, здесь же в красной зоне, от коронавируса умер ее брат. Состояние было очень тяжелое, лечение не дало результатов. Все-таки коронавирус очень коварен.
Помоги врачам – поставь прививку
Начинается рабочая смена. Вместе с Натальей переодеваемся в специальный защитный костюм. «Пижама», бахилы, халат, шапочка, маска, перчатки. Ощущения необычные. Дышать тяжело. Говорят, что привыкаешь довольно быстро. Но, если честно, не представляю, как в таком обмундировании медики находятся всю смену. Особенно летом – помните ведь какая была жара?
Поднимаемся на пост. Здесь не как в сериале «Интерны» - пить чай и сидеть в телефоне некогда. Наталья ставит капельницы, уколы, раздает таблетки. Пациенты тяжелые, за каждым нужен глаз да глаз. Кому маску поправить, кого напоить, кому укол поставить от температуры. И все это в защитном костюме. Устаешь.
– Когда подходишь к пациенту, всегда хочется чем-то помочь. Прислушиваешься к ним, выслушиваешь. Вникаешь в их проблемы и по максимуму делаешь для них все возможное, - пока идем из палаты в палату, рассказывает Наталья Холзакова. – Для нас пациенты, они как родные люди. Мы относимся к ним так же, как к своим родным. Мы понимаем, что у них тоже есть семьи, им тяжело и нужно помочь.
В течение всей смены Наталья постоянно вплотную контактирует с ковидными больными. Она берет кровь из вены, записывает во все журналы, берет у пациентов мазки. Несмотря на защитный костюм, некоторый страх остается, ведь пациенты кашляют на медработников.
В соседней палате лежит пожилая семейная пара. Им 68 и 75 лет. Поступили в тяжелом состоянии. Признаются, что хотели поставить прививку, даже записались, но в начале ноября плохо себя почувствовали. У супруга поднялась температура – вызвали врача. ПЦР-тест оказался положительным у обоих.
– Всем отделением за них переживали. Сейчас болезнь позади, – с облегчением вздыхает Наталья Холзакова. - Я всем хочу сказать только одно: инфекция уже в первые часы дает о себе знать, вирус не такой, каким был год назад. Он стал более агрессивным и беспощадным. Жаль, что люди не слышат: к нам по-прежнему поступает очень много не привитых пациентов, если бы они прошли вакцинацию, болезнь протекала бы более легче.
С этим мнением согласен и Василий, который уже несколько дней лежит в инфекционном отделении. Он планировал поставить прививку, но все откладывал из-за насморка. Коронавирусом переболел дома, но болезнь дала серьезные осложнения на легкие, поэтому пришлось госпитализироваться.
– Врачи и медсестры, которые работают в красной зоне – герои. По-другому про них сказать не могу. Отношение очень хорошее – постоянно заходят, спрашивают о самочувствии, проверяют контрольные показатели, - говорит Василий. – Я дома лечился, когда узнал об обстреле отделения – до сих пор в шоке. Согласен, тяжело пережить потерю близкого человека. Сам за последнюю неделю похоронил сестру и коллегу по бизнесу. Но ведь врачи не виноваты – они делают все возможное. Надо просто помочь им – сходить и поставить прививку. Может быть тогда быстрее победим уже эту заразу и вернемся к привычной жизни.
И с этим не поспоришь.
Мы уже вышли из палаты, когда Наталья с обидой в голосе добавила: «Мы стараемся, жизни спасаем, а они все без прививок. Ну когда уже поймут, что вакцина не от болезни защищает, а от последствий».
Как на фронте
Медсестры только выполняют назначения. Ведут лечение, проводят осмотры – врачи. Признаются, что общаться с журналистами вообще нет никакого желания. Во-первых, работы много – присесть и воды выпить некогда. Во-вторых, устали морально. Тяжело общаться с родственниками – сообщать о тяжелом состоянии или смерти пациента. Тяжело выдерживать критику и укоры – «правильно, что по вам стреляют, так и надо!».
– Каждый день иду на работу, как на фронт, - признается врач, которая просила не называть ее имя. – Десять лет назад я устроилась в инфекционное отделение. В большинстве своем нашими пациентами были дети. А после декрета вышла в красную зону, лечим взрослых, тяжелых ковидных больных. Первый месяц я рыдала каждый день, собиралась увольняться. Хотя, и сейчас не легче – бывают ситуации, что руки просто опускаются.
Работа в красной зоне для врачей – как школа жизни. У ковидных больных много сопутствующих заболеваний, осложнения. Постоянно на связи и консультируются с узкими специалистами – кардиологами, эндокринологами, терапевтами, травматологами. И все вместе они радуются, когда пациент идет на поправку, выписывается. Или отправляется на долечивание.
– Родные до сих пор не привыкли, что я каждый день в красной зоне, – признается врач. – Утром не могу точно сказать во сколько закончится смена и я вернусь домой. Мы ведь не на заводе. Помню, пациенту делали переливание крови – для меня это был первый опыт. Сидела с ним рядом до 20 часов, пока не закончится процедура, и не будет понятно, что все прошло успешно. Да, сложно. Да, ответственно. Но уверена, мы справимся!
– Я рекомендую всем прививаться. Вакцинация – это не только защита себя от коронавируса, это еще и защита своих близких, а также помощь врачам и медсестрам, которые трудятся в «красной зоне». Сейчас, когда ковид активно мутирует и каждый день заболевших становится все больше, важно сдержать новую волну, – говорит врач.
Автор Елена Лобова, информационный листок «За родной Асбест»,
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест. Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию. Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru