Объектами нашего исследовательского маршрута на этот раз стали Ольховский кордон, старая Мокринская дорога и старая Ряпосовская дорога - на определенном участке.
Кордон Ольховский существовал с конца XIX века и до 1920 года. Место для кордона было выбрано недалеко от пересечения квартальных на старинной, но оживленной и основательно наезженной в то время Мокринской дороге.
В дореволюционный период работники кордона производили досмотр за лесозаготовительными и углевыжигательными работами на подконтрольной территории. Немного западнее проходила дорога от Кирилловского кордона на Воронобродский кордон. Продолжение этой дороги в юго-восточном направлении выводит нас к Каменскому чугунолитейному заводу. На отдельных участках эта дорога была известна под названием Угольная. По ней доставляли древесный уголь на Каменский завод.
Кордон Ольховский был закрыт в 1920 году и, по нашим данным, перенесен западнее, ближе к угольной дороге, но уже с новым названием - Стригановский. Этот район на сегодняшний день засыпан Восточными отвалами комбината "Ураласбест".
Предварительно мы изучили старые карты, схемы и всю доступную информацию по этим участкам. Конечно, взглянули на современные спутниковые снимки и занесли интересующие нас координаты в современный навигатор.
В путь двинулись рано утром от кромки леса по лесным дорогам, просекам и линиям ЛЭП. Дойдя до пересечения высоковольтных, остановились на небольшой перекур. Присели на бревна, перевели дыхание. Выпили чаю и обратили свое внимание на высоковольтную линию электропередачи, которая идет от Южного отвала в сторону Сухого Лога.
В народном лексиконе она была известна как "деревяшка". Линия построена в довоенный период на деревянных П-образных опорах, отсюда и название. А несколько лет назад энергетики провели модернизацию и вместо деревянных опор установили бетонные.
Но если подходить к этой теме более основательно, можно сказать, что линия Асбест - Сухой Лог напряжением 110 кВт работала в довоенный период, но немного в другом виде. На деревянные опоры, которые были установлены на широкой просеке и существовали до недавнего периода, эта линия была перестроена в послевоенный период.
Решение на прорубку широкой просеки под новую линию ЛЭП было принято в июле 1940 года. Но закончить работы не удалось, помешала воина. И только в феврале 1947 года работы вновь были продолжены и доведены до конца.
Вдоль этой высоковольтной с этого же периода была проложена дорога, которая выходила на старую Ряпосовскую дорогу и шла до реки Пышмы. Этой дорогой в зимний период активно пользовались вплоть до конца 80-х годов XX века, пока не была построена новая асфальтированная дорога на село Светлое.
После привала группа направилась вдоль высоковольтной в северном направлении. На местности увидели большое количество следов всех лесных обитателей.
На покосах издалека видны белые стволы осин, это лоси "шкурят" упавшие деревья. Кора осин в зимний период тоже идет на корм лосям и косулям, не откажется и заяц от подобных деликатесов, а также грызут осиновую кору мыши, которые в большом количестве населяют лесные просторы и служат кормом для многих хищников.
Встречаются следы рябчика, которые он оставляет в большом количестве при зимних ночевках в снежных лунках. В кустах заметили небольшое гнездо из травы, свитое какой-то маленькой птичкой. Но . гнездо пока пустое или, может, это прошлогоднее пристанище, и на этот сезон птичка приготовила себе новое жилище.
Одно из интересных и самых заметных следов присутствия в лесу животных - задиры на стволах деревьев. На.стволе ели увидели и зафиксировали свежие задиры с выступившей смолой, тут же видны небольшие прилипшие кусочки шерсти. Это кабан чесал бока.
Воочию увидели несколько глухарей, взлетевших в разных местах. А вдоль кромки леса на высоте парил крупный хищник. Он плавно кружил в небе, выискивая очередную жертву.
Пару часов энергичного хода - и мы подошли к болотистому участку посредине высоковольтной. Он зарос камышом выше человеческого роста и, несмотря на то, что впереди виднеется как бы дорога, внутри камышей - сплошное болото, вперемежку с небольшими озерцами, которые образовались у плотин бобров. Эти неутомимые лесные строители в болоте настроили столько своих сооружений, что в середине от их плотин образовалось большое озеро, которое видно даже со спутника на экране компьютера.
Свернув на едва заметную лесную дорогу, попытались обойти это болото. Как всегда, болота бывают с несколькими рукавами и к тому же проточными. Вот последнее болото с несколькими руслами весело журчащей весенней воды нам пришлось преодолевать обходными маневрами.
Помогло, что в середине камышей еще сохранился лед, болото не оттаяло. А вот через текущие ручьи пришлось осторожно переходить по упавшим стволам деревьев, а где и перепрыгивать.
Для определения точного местоположения поселка, а его нет на местности уже более ста лет, были применены современные методики в виде занесения координат в поисковый навигатор. Кроме того, предварительно изучили старые топографические карты, как официальные, так и карты старожилов нашего города, составленные ими самими, которые намного точнее и информативнее в плане нахождения старых дорог, примет и наличия достопримечательностей.
Карта, которая была у нас в качестве путевого листа, просто поразила. Составлена она по материалам начала XX века и регулярно пополнявшаяся, нарисована цветной тушью на батистовой кальке, по всем строгим нормам и правилам того периода.
Мне в процессе своей производственной деятельности довелось видеть очень много различных карт, выполненных на различных основах. А сколько карт, планов и схем пришлось составлять самому... Доводилось держать в руках и работать с клеенчатыми кальками, батистовыми, лавсановыми и обыкновенными кальками, а также синьками от 50-х до 90-х годов, когда они сменили химический состав и стали уже розового цвета,
На таких старых картах сохранились не только нанесенные объекты того периода, но и народные названия, редакционные и уточняющие надписи автора, пометки и дополнения, которые делались по мере изменения ситуации. И вот по такой, можно сказать, антикварной карте мы уточняли свой маршрут.
На месте, где находился кордон, уже ничего не осталось. Площадка заросла лесом, и только едва заметная колея напоминает о том, что здесь еще пятьдесят лет назад была оживленная дорога. Старожилы возраста наших родителей, рожденные в 30-х годах XX века, отлично знали эту дорогу и неоднократно по ней передвигались. В тяжелые военные годы по ней ходили в деревню менять вещи на продукты.
А мы пришли сюда в первой четверти XXI века, осмотрелись, сопоставили данные карт и навигатора и произвели небольшие поисковые работы. Находки в этом районе оказались очень скупые - не порадовали нас разнообразием.
Обрывки металлических тросов, привязанные к стволам деревьев, - верный признак работы лесозаготовителей. Несколько обломков металлических деталей - остатки гусеничной техники, которая применялась на лесозаготовках в середине XX века. Это закономерно: здесь в советский период производились масштабные лесозаготовительные работы, кроме того, работали вздымщики Билимбаевского мехлесхоза, которые занимались сбором сосновой смолы живицы.
Более интересные и традиционные находки - подковы среднего размера. Их можно отнести как к XX веку, так и к предыдущим периодам, Гужевой транспорт широко применялся еще в 70-х годах XX века. А вот найденные стреляные латунные гильзы, очевидно брошенные охотниками, датированы очень точно. На одной - клеймо 1951 года, на второй -1953 года.
С поисковыми мероприятиями прошли по дороге в обоих направлениях по километру, но ничего интересного найти не удалось. Присев на поваленное дерево, устроили короткий обед и затем - энергичный марш-бросок на следующую дорогу.
В этом районе лет двадцать назад проведены почти сплошные рубки леса, и направление дороги теряется в густых зарослях сосновых посадок и кустов. Достоверно определить точное направление дороги не удается. Поисковые мероприятия, проведенные нами на этом участке, не принесли никаких интересных результатов.
А. Копырин, краевед, член Русского географического общества
Апрель 2021 г.
Источник
|