Информационный гид АСБЕСТА

ФОТОИСТОРИЯ ГОРОДА

Разделы новостей

Авто [1620]
Бизнес [928]
Громкие имена [210]
Домашний доктор [316]
Жизнь молодежи [1905]
Земляки [549]
История [339]
История города [286]
История в судьбах [304]
Культура, творчество [944]
Криминал [1781]
Любимый край [82]
Медицина, здоровье [2271]
Мероприятия [2087]
Народный календарь [305]
Наука, образование [1064]
Общество [13622]
Официоз [948]
Острый вопрос [149]
Поздравления [5]
Политика [710]
Право [484]
Праздники, памятные даты [1222]
Проблемы ЖКХ [1558]
Проиcшествия [2152]
Реклама [21]
Религия [216]
Ретроспектива [306]
События [148]
Советы врача [0]
Социальные вопросы [1090]
Спорт [2326]
Ураласбест [493]
Храмы Урала [286]
Экология [1164]
Экономика, производство [1961]


Как нас обслуживают


Анекдот


Интернет-компас

Главная » 2024 » Март » 18 » На место кордона Ольховского

На место кордона Ольховского
12:30
Объектами нашего исследовательского маршрута на этот раз стали Ольховский кордон, старая Мокринская дорога и старая Ряпосовская дорога - на определенном участке.

Кордон Ольховский существовал с конца XIX века и до 1920 года. Место для кордона было выбрано недалеко от пересечения квартальных на старинной, но оживленной и основательно наезженной в то время Мокринской дороге.

В дореволюционный период работники кордона производили досмотр за лесозаготовительными и углевыжигательными работами на подконтрольной территории. Немного западнее проходила дорога от Кирилловского кордона на Воронобродский кордон. Продолжение этой дороги в юго-восточном направлении выводит нас к Каменскому чугунолитейному заводу. На отдельных участках эта дорога была известна под названием Угольная. По ней доставляли древесный уголь на Каменский завод.

Кордон Ольховский был закрыт в 1920 году и, по нашим данным, перенесен западнее, ближе к угольной дороге, но уже с новым названием - Стригановский. Этот район на сегодняшний день засыпан Восточными отвалами комбината "Ураласбест".

Предварительно мы изучили старые карты, схемы и всю доступную информацию по этим участкам. Конечно, взглянули на современные спутниковые снимки и занесли интересующие нас координаты в современный навигатор.

В путь двинулись рано утром от кромки леса по лесным дорогам, просекам и линиям ЛЭП. Дойдя до пересечения высоковольтных, остановились на небольшой перекур. Присели на бревна, перевели дыхание. Выпили чаю и обратили свое внимание на высоковольтную линию электропередачи, которая идет от Южного отвала в сторону Сухого Лога.

В народном лексиконе она была известна как "деревяшка". Линия построена в довоенный период на деревянных П-образных опорах, отсюда и название. А несколько лет назад энергетики провели модернизацию и вместо деревянных опор установили бетонные.

Но если подходить к этой теме более основательно, можно сказать, что линия Асбест - Сухой Лог напряжением 110 кВт работала в довоенный период, но немного в другом виде. На деревянные опоры, которые были установлены на широкой просеке и существовали до недавнего периода, эта линия была перестроена в послевоенный период.

Решение на прорубку широкой просеки под новую линию ЛЭП было принято в июле 1940 года. Но закончить работы не удалось, помешала воина. И только в феврале 1947 года работы вновь были продолжены и доведены до конца.

Вдоль этой высоковольтной с этого же периода была проложена дорога, которая выходила на старую Ряпосовскую дорогу и шла до реки Пышмы. Этой дорогой в зимний период активно пользовались вплоть до конца 80-х годов XX века, пока не была построена новая асфальтированная дорога на село Светлое.

После привала группа направилась вдоль высоковольтной в северном направлении. На местности увидели большое количество следов всех лесных обитателей.

На покосах издалека видны белые стволы осин, это лоси "шкурят" упавшие деревья. Кора осин в зимний период тоже идет на корм лосям и косулям, не откажется и заяц от подобных деликатесов, а также грызут осиновую кору мыши, которые в большом количестве населяют лесные просторы и служат кормом для многих хищников.

Встречаются следы рябчика, которые он оставляет в большом количестве при зимних ночевках в снежных лунках. В кустах заметили небольшое гнездо из травы, свитое какой-то маленькой птичкой. Но . гнездо пока пустое или, может, это прошлогоднее пристанище, и на этот сезон птичка приготовила себе новое жилище.

Одно из интересных и самых заметных следов присутствия в лесу животных - задиры на стволах деревьев. На.стволе ели увидели и зафиксировали свежие задиры с выступившей смолой, тут же видны небольшие прилипшие кусочки шерсти. Это кабан чесал бока.

Воочию увидели несколько глухарей, взлетевших в разных местах. А вдоль кромки леса на высоте парил крупный хищник. Он плавно кружил в небе, выискивая очередную жертву.

Пару часов энергичного хода - и мы подошли к болотистому участку посредине высоковольтной. Он зарос камышом выше человеческого роста и, несмотря на то, что впереди виднеется как бы дорога, внутри камышей - сплошное болото, вперемежку с небольшими озерцами, которые образовались у плотин бобров. Эти неутомимые лесные строители в болоте настроили столько своих сооружений, что в середине от их плотин образовалось большое озеро, которое видно даже со спутника на экране компьютера.

Свернув на едва заметную лесную дорогу, попытались обойти это болото. Как всегда, болота бывают с несколькими рукавами и к тому же проточными. Вот последнее болото с несколькими руслами весело журчащей весенней воды нам пришлось преодолевать обходными маневрами.

Помогло, что в середине камышей еще сохранился лед, болото не оттаяло. А вот через текущие ручьи пришлось осторожно переходить по упавшим стволам деревьев, а где и перепрыгивать.

Для определения точного местоположения поселка, а его нет на местности уже более ста лет, были применены современные методики в виде занесения координат в поисковый навигатор. Кроме того, предварительно изучили старые топографические карты, как официальные, так и карты старожилов нашего города, составленные ими самими, которые намного точнее и информативнее в плане нахождения старых дорог, примет и наличия достопримечательностей.

Карта, которая была у нас в качестве путевого листа, просто поразила. Составлена она по материалам начала XX века и регулярно пополнявшаяся, нарисована цветной тушью на батистовой кальке, по всем строгим нормам и правилам того периода.

Мне в процессе своей производственной деятельности довелось видеть очень много различных карт, выполненных на различных основах. А сколько карт, планов и схем пришлось составлять самому... Доводилось держать в руках и работать с клеенчатыми кальками, батистовыми, лавсановыми и обыкновенными кальками, а также синьками от 50-х до 90-х годов, когда они сменили химический состав и стали уже розового цвета,

На таких старых картах сохранились не только нанесенные объекты того периода, но и народные названия, редакционные и уточняющие надписи автора, пометки и дополнения, которые делались по мере изменения ситуации. И вот по такой, можно сказать, антикварной карте мы уточняли свой маршрут.

На месте, где находился кордон, уже ничего не осталось. Площадка заросла лесом, и только едва заметная колея напоминает о том, что здесь еще пятьдесят лет назад была оживленная дорога. Старожилы возраста наших родителей, рожденные в 30-х годах XX века, отлично знали эту дорогу и неоднократно по ней передвигались. В тяжелые военные годы по ней ходили в деревню менять вещи на продукты.

А мы пришли сюда в первой четверти XXI века, осмотрелись, сопоставили данные карт и навигатора и произвели небольшие поисковые работы. Находки в этом районе оказались очень скупые - не порадовали нас разнообразием.

Обрывки металлических тросов, привязанные к стволам деревьев, - верный признак работы лесозаготовителей. Несколько обломков металлических деталей - остатки гусеничной техники, которая применялась на лесозаготовках в середине XX века. Это закономерно: здесь в советский период производились масштабные лесозаготовительные работы, кроме того, работали вздымщики Билимбаевского мехлесхоза, которые занимались сбором сосновой смолы живицы.

Более интересные и традиционные находки - подковы среднего размера. Их можно отнести как к XX веку, так и к предыдущим периодам, Гужевой транспорт широко применялся еще в 70-х годах XX века. А вот найденные стреляные латунные гильзы, очевидно брошенные охотниками, датированы очень точно. На одной - клеймо 1951 года, на второй -1953 года.

С поисковыми мероприятиями прошли по дороге в обоих направлениях по километру, но ничего интересного найти не удалось. Присев на поваленное дерево, устроили короткий обед и затем - энергичный марш-бросок на следующую дорогу.

В этом районе лет двадцать назад проведены почти сплошные рубки леса, и направление дороги теряется в густых зарослях сосновых посадок и кустов. Достоверно определить точное направление дороги не удается. Поисковые мероприятия, проведенные нами на этом участке, не принесли никаких интересных результатов.

А. Копырин, краевед, член Русского географического общества

Апрель 2021 г.

Источник








 

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Любимый край | Просмотров: 196 | Добавил: ASB | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
avatar
Отправьте свою новость 


Поделись с другом


Новости от партнеров



Календарь новостей

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Форма входа

Ищу знакомства

Я

Ищу

от до лет

знакомства

Наш опрос

Ваше мнение о чистоте лесопаковых зон Асбеста
Всего ответов: 130

Статистика

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест.
Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию.
Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru