Есть в Асбесте специалисты, которые никогда не входили в штат редакции «Асбестовского рабочего», но внесли огромный вклад в развитие муниципальной газеты.
Среди них – Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный гражданин города Асбеста, член Международного Союза педагогов-художников Павел ПОПОВ, который продолжает трудиться в Асбестовской детской художественной школе. Будучи по своей основной специальности художником-графиком, он многие годы плодотворно сотрудничал с городской газетой.
Как признается Павел Попов, это было лучшее время в его жизни, совпавшее с творческим взлетом в педагогической деятельности. А начиналось все при редакторе «Асбестовского рабочего» Александре Коршунове. В тот момент журналисты городской газеты активно участвовали во Всесоюзных творческих конкурсах для средств массовой информации, связанных с Выставкой достижений народного хозяйства. Помочь оформить для участия в одном из них альбомы с публикациями и пригласили молодых художников Капитолину Грачеву и Павла Попова.
– Работали вечерами, – вспоминает Павел Африканович, – подчас засиживаясь до поздней ночи. Но было интересно – старались нестандартно оформить и разместить в альбоме каждый газетный материал.
И это художникам удалось. Газетные публикации тоже были хорошего качества. Как итог – и печатный орган, и журналисты были награждены медалями ВДНХ – от золотых до бронзовых.
Творческий подход и нестандартное мышление Павла Попова не могли не заметить в «Асбестовском рабочем». На многие годы его привлекли к сотрудничеству с газетой. Без помощи художника в те времена нельзя было обойтись. Связано это с тем, что в полиграфии тогда использовалась высокая печать, при которой все печатные элементы находились выше пробелов. На них наносилась краска и получался нужный оттиск на бумаге. Поэтому газетные строки с буквами отливались на линотипе, а фотоснимки нарезались на электрогравировальном аппарате. Но оставались еще оформительские элементы – название газеты или «шапка», как говорили журналисты, всевозможные заставки, помогавшие глазу читателя сосредоточиться на наиболее значимых материалах. Здесь и требовалось участие художника.
Как вспоминает Павел Попов, ему приходилось рисовать тушью и «шапку», и заставки для программы телевидения, для «Коллективной повести об асбестовцах» (была такая рубрика в 70-е-80-е годы, под которой рассказывалось о замечательных жителях нашего города). Эти графические рисунки отправляли в Свердловск, где в областном полиграфическом центре из них отливали клише на цинковой пластине. Такие пластины многократно использовали при печати газеты.
Время от времени и заголовки, и заставки требовалось обновлять. Не только потому, что они физически устаревали, но и в связи с тем, что менялись времена. Например, в первые годы сотрудничества с «Асбестовским рабочим» Павла Попова просили так подобрать шрифт, чтобы чувствовалось – на первом плане для газеты рабочий человек.
Появлялись на ее страницах карикатуры, причем не только сделанные по редакционному заданию. Художник остро чувствовал проблемы времени, и его творческие находки регулярно публиковались. Помнят журналисты тех лет и дружеские шаржи.
Выпуск праздничных номеров газеты требовал особенно активного участия внештатного автора.
– Как правило, – рассказывает Павел Попов, – я брал «Асбестовский рабочий» с напечатанным текстом и прямо на ней гуашью рисовал праздничный заголовок, плакаты, заставки, рисунки, другие оформительские элементы, которые можно использовать. Так было удобно – в натуральную величину видел газетный размер, степень ажурности. В итоге новогодний номер или номер, выпущенный к Дню Великой Октябрьской революции – 7 ноября, приобретали не просто праздничный, но и оригинальный неповторимый вид.
– Для меня все, что связано с газетой, оказалось продуктивным периодом, – признается Павел Попов, – еще и потому, что встречался с интересными людьми.
Один из них – член Союза писателей Советского Союза, автор поэтических сборников и книг об Асбесте Алексей Чечулин, работавший в «Асбестовском рабочем» ответственным секретарем. С ним художник-график на дружеской ноге был не одно десятилетие. Не случайно самый яркий период в сотрудничестве с муниципальной газетой у Павла Попова пришелся на тот период, когда Алексей Чечулин стал редактором «Асбестовского рабочего». Сотрудничество продолжилось и после того, как Алексей Чечулин ушел на «вольные хлеба» – занялся литературным творчеством. Так, создавая книгу о художнике Николае Аввакумове, писатель постоянно встречался с Павлом Поповым. Для него важно было его мнение и знания о художниках нашего города.
С появлением в середине 90-х годов прошлого века в редакции компьютеров случились поистине революционные перемены в городской полиграфии. Вот как оценивает их Павел Попов:
– Компьютерная графика, с помощью которой изготавливаются оформительские элементы, может, не настолько душевная, как труд художника, но это новые и самые современные технологии. Благодаря им элементарно решаются задачи, требовавшие раньше большого человеческого труда.
Павел по-прежнему остается верен детской художественной школе и его воспитанникам. Во многом благодаря его усилиям в Уральском государственном архитектурно-художественном университете обучились более двухсот юных художников из Асбеста.
Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест. Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию. Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru