Отвечаю на вопросы
За последнее время поступило несколько вопросов по поводу начисления платы за воду и содержания подъездов многоквартирных домов, которые хотелось бы разобрать подробнее.
1. Как теперь должны убирать подъезды по новым СанПиН и как это повлияет на квартплату?
С 1 марта вступили в силу новые санитарные правила по эксплуатации помещений (СанПиН 2.1.3684-21).
И, среди прочего, они ввели дополнительные требования к содержанию подъездов многоквартирных домов: влажная уборка с применением моющих и чистящих средств теперь должна проводиться ежедневно.
До этого периодичность уборки либо вообще не указывалась в нормативных актах, либо было скупое упоминание о мойке лестничных клеток не реже 1 раза в месяц (п. 4.8.14 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170).
Разумеется, теперь управляющим компаниям придется увеличить расходы на уборку подъездов, чтобы выполнить требования СанПиН — иначе им придется платить штраф. А где взять средства на это?
Повысить тариф на содержание жилья они в одностороннем порядке не могут (для этого нужно решение общего собрания собственников). Значит, либо они инициируют собрание по этому вопросу, либо урежут расходы по другим статьям своей сметы.
Единственным случаем, когда плата за содержание жилья может повыситься без согласия собственников, является ежегодная индексация тарифа — при условии, что она прописана в договоре управления домом (ВС РФ, дело № 301-КГ18-22044).
2. Несколько месяцев не передавал показания счетчика на воду, платил по нормативу, хотя срок поверки не истек. УК теперь отказывается делать перерасчет по счетчику за прошлое время. Как вернуть переплату?
Если показания счетчика не передаются, то первые три месяца плата за воду начисляется по среднемесячным показаниям, а затем расчет идет по текущим нормативам потребления.
При этом, если срок поверки счетчика не истек, повышающий коэффициент 1,5 не применяется. Но если в квартире никто не живет, то платить за воду придется намного больше, чем при нулевых показаниях счетчика.
А если потом передать показания, то УК отказывается делать перерасчет за прошлое время.
И формально она права: по Правилам № 354 УК обязана рассчитывать плату по показаниям счетчика за тот период, в котором они были сняты (п. 31). А перерасчет платы предусмотрен только в том случае, если сама УК проверила счетчик и сняла текущие показания (п. 61).
Она обязана проверить счетчик, если показания не передаются в течение 6-ти месяцев подряд (п. 84). Поэтому после долгого перерыва в передаче показаний счетчика не нужно их передавать самостоятельно: подайте в УК заявление о проверке счетчика и снятии показаний — а затем уже добивайтесь перерасчета за все прошлое время.
3. Управляющая компания объявила, что будет проверять длину ванн, установленных в квартирах. Зачем это нужно? Могу я их не пускать в свою квартиру?
Действительно, такие случаи встречаются: управляющие компании измеряют длину ванн, установленных в квартирах, а иногда и сами жильцы инициируют такие проверки.
Причиной тому отнюдь не праздный интерес — такие обмеры могут повлиять на величину платежей за воду.
Если плата начисляется не по счетчику (его нет, он сломался, не прошел поверку либо показания долго не передаются), то расчет идет по региональным нормативам ежемесячного потребления холодной и горячей воды.
А они различаются в зависимости от длины ванны и наличия других предметов сантехники (душа, раковины, унитаза).
Например, в Московской области для квартир, оборудованных сидячей ванной длиной до 120 см, норматив потребления холодной воды составляет 4,24 куб. м на человека в месяц.
А для квартир с ваннами от 165 до 170 см в длину норматив утвержден в размере 4,33 куб. м на человека (Распоряжение Министерства ЖКХ МО от 20.10.2020 № 386-Р13).
Коммунальщики обычно берут нормативы, опираясь на данные техпаспорта дома. Но со временем многие жильцы переделывают свои ванные комнаты — а значит, нормативы могут стать неверными, что приводит к занижению или завышению платежей за воду.
Поэтому управляющие компании вправе проверить соответствие параметров ванной комнаты действующим нормативам потребления воды.
Собственник может отказаться впускать проверяющих в свою квартиру. Однако УК через суд вправе добиться принудительного доступа в жилое помещение.
Верховный суд РФ подтвердил, что у нее есть право проверять внутриквартирное оборудование даже при отсутствии аварийной ситуации — но не чаще 1 раза в 3 месяца (определение № 4-КГ19-6).
Поэтому у собственника немного шансов выиграть спор с УК — и доступ в квартиру все же придется предоставить.
© Сивакова И. В.,
|