Правовая консультация
В современных странах, которые позиционируют себя как правовые государства и под правом в социальном смысле понимают формализованное проявление и закрепление воли большинства населения, законодательство безусловно явление социальное (как и любое общественное проявление).
В этом смысле и в сфере такого социального явления как преступность оно имеет дуалистическую природу: с одной стороны, законодательство формирует и устанавливает правила поведения, обязательные для всех через запрет определенных действий (называемых законодательством преступлениями) под угрозой значительного наказания, с другой стороны, законодательство безусловно подвержено и подвергается воздействию самого общества и под этим воздействием опять формирует и устанавливает правила поведения. И надо сказать, что сначала общество внутри себя формирует понятия преступления вообще и конкретных преступлений, в частности, потом уже эти понятия формулируются законодателем.
Создание преступности
Таким образом, законодательство как бы еще и создает преступность — называя деяния (поступки людей) преступлениями (определяя и наказание за них). Делает оно это согласно своему социальному предназначению, реализуя и оформляя волю общества, в котором это законодательство возникло и существует.
И здесь очень важно, чтобы такая часть законодательства определенной страны, как головное право, действительно соответствовало воле общества и именно эту волю всего общества (или подавляющего большинства общества) выражало. Иначе тот самый социальный инструмент (уголовное право), который призван бороться с преступностью, может начать эту преступность производить либо называя преступлением то, что преступлением в обществе не признается, либо, наоборот, определяя как разрешенное деяние то, которое во всем обществе признано преступным.
Спекулятивная метаморфоза
Такая метаморфоза произошла в свое время со спекуляцией, которая есть любая сделка по перепродаже любого приобретенного ранее товара по более выгодной цене, чем цена приобретения. Мало кто помнит, но в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР спекуляция наказывалась лишением свободы. Причем спекуляция определялась статьей 154 указанного кодекса как преступное деяние следующим образом:
«Спекуляция, то есть скупка и перепродажа товаров или иных предметов с целью наживы, наказывается лишением свободы на срок до двух лет с конфискацией имущества или без таковой, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом до трехсот рублей.
Спекуляция в виде промысла или в крупных размерах наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества.
Мелкая спекуляция, совершенная повторно, наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом до двухсот рублей с конфискацией предметов спекуляции».
Легко заметить, что само действие — скупка и перепродажа с целью наживы, то есть получения прибыли, — определено абсолютно верно, но, согласитесь, сейчас даже странно, что такое деяние и есть преступление. Сейчас это просто предпринимательство. И это было предпринимательством испокон веку, еще в Библии в текстах встречается масса торговцев и купцов, которые по УК РСФСР были бы преступниками.
Затем, еще до падения Советского Союза спекуляция становится постепенно (и законодательно раньше, чем во всем обществе) обычным предпринимательством.
Преступление отсутствует
Из вышесказанного хорошо видно, что четкого и навсегда застывшего единого понятия преступления нет. Преступление определяется через наличии определенных поступков, которые при некоторых (общественно значимых и определяемых обществом, посредством законов) обстоятельствах считаются преступлениями.
С этим полностью согласуется и понятие преступления, которое нормативно (законодательно) закреплено уголовным законодательством России в ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).
Под преступлением понимается:
- «виновно совершенное» и обязательно,
- «общественно опасное» деяние (поступок), которое под угрозой наказания безусловно запрещено УК РФ.
Следовательно наблюдаются как минимум три оценочных (причем оценочных как со стороны права, так и общества) обстоятельства, при соблюдении которых только и можно назвать совершенный поступок преступлением:
- поступок этот виновный (законодатель дополнительно закрепляет необходимость вины для признания поступка преступлением в ст. 5 того же кодекса и определяет эту категорию далее в ст. 24 УК РФ через формы вины — умысел и осторожность, т.е. через внутреннее отношения преступника к совершенному поступку);
- -оступок этот общественно опасный (воспринимаемый так и обществом и законодательством, как выразителем интересов и чаяния существующего общества);
- поступок этот прямо запрещен под угрозой наказания именно УК РФ.
При отсутствии хотя бы одного из указанных качеств (свойств) поступка его нельзя квалифицировать как преступление. При этом все в той же ст. 14 УК предусмотрен еще один квалифицирующий для признания поступка преступлением признак — этот поступок не должен быть малозначимым по последствиям, иначе он также может быть не признан преступлением.
Преступление определяется обществом. Поэтому можно сделать однозначный вывод о том, что как все законодательство, так и понятие преступления — явление прежде всего социальное, а не правовое. Именно общество определяет, является ли то или иное деяние преступлением, затем уже оно формально объявляется таковым (или не объявляется).
Можно вывести логически, что каково общество, таковы и преступления. Это касается даже таких из древности признаваемых тяжкими преступлений, как убийство и воровство. По своей сути отношение к ним не изменилось, но с развитием человечества появилось множество квалифицирующих признаков, который либо отягчают ответственность преступника, либо, наоборот, уменьшают эту ответственность.
Преступность есть пока есть человек и развивается с развитием человека. Пока, к сожалению, ничего в этом не изменилось. И Советская власть в период своего существования тоже никак в лучшую сторону на это не повлияла.
Источник
|