На днях ОАО "УралАТИ" исполнилось 76 лет: в военном 1941 году в Асбест начали поступать эшелоны с оборудованием с трех заводов асботехнических изделий. Город дружественно принял эвакуированные предприятия, и в кратчайшее время завод выпустил первую продукцию для фронта. Официальной датой образования «УралАТИ» является 10 октября 1942 года.
Накануне очередного дня рождения предприятия мы побывали в основных цехах с генеральным директором ОАО "УралАТИ” Виталием РОМАНЕНКО. Своеобразная производственная экскурсия более показательна, чем интервью в кабинете, и дает возможность увидеть воочию новое оборудование, чем живет предприятие, как тенденции времени меняют производственные процессы.
Правильной дорогой идем
Для начала Виталий Валериевич поделился впечатлениями от выставок, которые прошли в августе и сентябре. В столице Германии с 18 по 21 сентября состоялась крупнейшая выставка транспортной техники и технологий "lnnoTrans-2018". Она проходит раз в два года, начиная с 1996-го. Место организаторы выбрали неспроста. Германия является центром транспортных технологий и может показать самые передовые разработки в транспортной и железнодорожной отрасли. Именно демонстрация инновационных достижений является "изюминкой" "InnoTrans-2018". ОАО "УралАТИ” в этом году представляло выставочный стенд предприятия впервые, до этого принимало участие в выставке лишь в качестве гостя.
Выставка "lnnoTrans-2018" привлекла внимание многих крупных инвесторов. Инженеры, маркетологи, дизайнеры в области транспорта со всего мира приехал поделиться своим видением будущего и познакомиться с тем, как представляют его другие. К стенду "УралАТИ" было обращено внимание многих заинтересованных лиц -передано более сотни визиток, завязались многие контакты. Интерес проявили представители компаний из Ирана, Ирака, Индии, Монголии, Китая и стран СНГ. "Сможет "УрапАТИ” изготовить колодку для их метрополитенов?" - один из частых вопросов. Вызвала заинтересованность спирально-навитая прокладка, к производству которой на заводе приступят в ближайшее время.
Общее впечатление от увиденного - развитие и совершенствование каждой детали машины и вагона, интеграция современных технологий во все, что только может двигаться по рельсам. Наши специалисты отметили важные тезисы: во-первых, обозначилась тенденция на применение в конструкции индикатора износа, во-вторых, в современном вагоностроении идет акцент на производство дисковых тормозов при изготовлении подвижного состава.
Что касается второго момента, накладки дискового тормоза "УралАТИ" используются на вагонах электропоездов "Ласточка". Еще 130 вагонов будет укомплектовано запчастями немецкого концерна Siemens, в которых - наша уральская дисковая накладка. Также продолжатся поставки этих комплектующих на Новочеркасский электровозостроительный завод.
До берлинской командировки делегаты ОАО "УралАТИ" побывали еще на двух выставках, которые проходили в Москве: "MIMS AutomechanikaMoscow-2018” - международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля, и "Московский международный автомобильный салон-2018".
Резюмировать участие можно крылатой фразой: "Правильной дорогой идете, заводчане!" - на "УралАТИ" к тенденциям времени откликаются весьма своевременно. Завод быстро реагирует на изменения мировых тенденций, связанных с ростом требований потребителей. Высококвалифицированные специалисты постоянно ведут работу по созданию новых технологий производства и расширению номенклатуры выпускаемых изделий.
А вот и первый яркий пример - новое оборудование в цехе по производству прокладочных материалов и вырубных изделий из них, которое разместили в отремонтированном помещении старой рекуперации. Именно здесь будет запущена линия по производству спирально-навитых прокладок. Прокладки нового поколения предназначены для уплотнения круглых отверстий плоских фланцевых соединений, соединений типа "шип-паз” и "выступ-впадина" арматуры, трубопроводов, сосудов, аппаратов, насосов и аналогичного оборудования, используемых в химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, фармацевтической и других отраслях промышленности, а также - в атомной энергетике.
Данные прокладки обеспечивают герметичность соединений, увеличивают ресурс уплотнения, снижают потери рабочей среды, улучшают экологическую обстановку. Благодаря комбинаций используемых материалов, спирально-навитые прокладки особенно рекомендуются к применению, когда уплотнение подвергается большим колебаниям давлений и температур рабочей среды.
На данный момент в помещении находится пять единиц техники. В скором времени придет еще один контейнер с оборудованием. Итого производственную линию составят девять единиц автоматической и полуавтоматической техники. Самый визуально впечатляющий из них - автоматический станок для обработки основы кольца. В этом году на заводе будут осваивать производство спирально-навитых прокладок, поставки продукции начнутся со следующего года.
Спрос - на асбест
Мы прошли вдоль рабочих мест, где кипит деятельность вальцовщиков. Рядом с каждым установлены сигнализаторы нагрева валка: красная кнопка -перегрев валка, синий - недогрев. Вальцовщику можно регулировать режимы нагрева и охлаждения непосредственно на оборудовании.
Идем в цех по изготовлению теплоизоляционных, уплотнительных и упаковочных материалов. В помещениях цеха частично произведена замена полов. В отделении набивок к семи набивочным машинам добавилось тринадцать новых. Каждая из них настроена на определенный вид и толщину набивочного изделия. В соответствии с заказом плетет тот или иной железный "шелкопряд" продукцию. Завораживает, как виртуозно "танцуют", переплетая нити, катушки. Кстати, мы увидели производство безасбестовой набивки. Рядом -тележка с бобинами безасбестовой нити - весьма дорогостоящего сырья.
Вопрос "Какая лучше - асбестовая или безасбестовая набивка?” для Виталия Валериевича - не каверзный, а, по его мнению, спорный.
- Никакое искусственное волокно не сможет заменить асбестовую нить, ее свойств и характеристик, подаренных самой природой, - убежден он.
Как оказалось, если анализировать объем безасбестовой и асбестовой продукции в целом по заводу, то соотношение будет примерно 20 на 80 процентов. На предприятии могут произвести и безасбестовые аналоги продукции, выпускаемой в цехе автоформо-ванных деталей (АФД) - колодки, накладки, кольца. Все зависит от спроса. И пока он - в пользу асбестосодержащих изделий.
А вот еще элементарное «ноу-хау» в части энергосбережения: в крутильно-прядильном отделении рабочие места прядильщиц - с индивидуальным освещением. Нет необходимости освещать все отделение. По такому же принципу освещаются рабочие места и в других цехах.
По дороге из цеха в цех обратили внимание на ремонты кровли, фасадов зданий и корпусов. Между цехами -свежий заасфальтированный участок дороги.
Мы пришли в цех АФД, где всегда особая, немного суровая атмосфера: в цехе - крупногабаритное оборудование, зря свет здесь не горит, освещаются лишь те рабочие места, где кипит производство. Однако и в этом "темном царстве" можно заметить приметы нового времени. К примеру, в цехе установлена электронная панель. Как табло в аэропорту - важный источник информации о рейсе, так и экран в цехе показывает данные о технологическом процессе. Кстати, визуальная система слежения есть и в цехе по производству прокладочных материалов и вырубных изделий из них. Только там -не электронное табло, а компьютер.
Следуя по отделениям цеха АФД, отметили весьма чистые полы. Уборку производит промышленный универсальный пылесос отечественного производства. Очень удобен и по достоинству оценен рабочими. Убирает все виды загрязнений, в том числе - бетонную пыль, песок, воду, масла и агрессивные жидкости.
А вот и два "красавца - немца" - сверлильные станки Erlmann. К ним добавился "новичок" - сверлильный станок производства КНР. Он уступает в мощности, но может производить широкий ассортимент сверленой продукции.
Виталий Валериевич рассказал об еще одном крупном проекте, который намечено реализовать в ближайшем будущем в цехе АФД: на месте бывшего участка пропитки колец будет запущена линия по производству клина Ханина. Это часть гасителя колебаний тележки грузового вагона. Он устанавливается в проем между вертикальной поверхностью рессорного проема и наклонной поверхностью боковой рамы тележки грузового вагона. Клин Ханина производства "УралАТИ" будет чугунным, с композиционными вставками.
- Я верю в этот продукт. В следующем году производство мы запустим, -утвердительно говорит Виталий Романенко.
Завод - это люди
Идей развития новых технологий, расширения ассортимента изделий -много. Свой производственный и научно-технический потенциал специалисты подтверждают вновь. Так, в будущем на заводе планируют рассмотреть производство автомобильного лобового стекла. Закупать полуфабрикат, осваивать технологию...
Кстати, о полуфабрикатах. Мы заглянули и на склады продукции и сырья. Здесь должен действовать принцип "золотой середины", ведь когда много лежит продукции или сырья - не есть хорошо, но и мало - тоже не положительный показатель. Надо, чтобы всего было в самый раз.
Поговорили с Виталием Валериевичем и о тенденциях роботизации и автоматизации и о том, стоит ли опасаться, что в конечном итоге эти процессы захватят рынок труда и оставят людей без работы. Генеральный директор убежден - точно нет. Даже речи о тотальном захвате нет, потому что на фоне этой тенденции, удивительно, но факт, и далеко за примером ходить не надо, - людей рабочих профессий на заводе "УралАТИ" не хватает. Дефицит кадров. Поэтому он приглашает асбестовцев на завод, не бояться трудностей в освоении новой профессии, развиваться и получать поддержку предприятия.
- Завод, в первую очередь, - люди, которые трудятся здесь и куют благополучие предприятия, своих семей и всего города. С каждым годом мы должны развиваться, завод должен преображаться. Благодарю всех заводчан за труд и желаю коллегам и партнерам крепкого здоровья, процветания, благополучия и всего наилучшего! - пожелал в день рождения генеральный директор.
М. Батлук, "Асбестовский рабочий"
Фото от депутата Законодательного Собрания Свердловской области Михаила Зубарева: с днем рождения, завод!
|