На долю ветерана пожарной службы Диодора Никитича Черепанова выпало суровое военное детство.
Диодор Черепанов родился в 1930 году в Курганской области. Семья у Черепановых была большая - пятеро детей. К труду приучали с детства.
- С шести лет уже возил копны, - рассказывает Диодор Никитич. - Посадят на лошадь - и еду. Когда война началась, мне одиннадцать лет было. Боронить стал. Привезут меня в поле, посадят на лошадь - самому не залезть же на нее, и я бороню. На время обеда снимут с лошади, а как поем - обратно. Так я и работал.
В деревне оставались только старики и дети, а дел хватало - на прополку школьников водили целыми классами. Весной - посевная, осенью - уборочная, а зимой сдавали государству собранное зерно.
- Зерно возили на станцию Аргаши за семьдесят километров от деревни. Два дня туда на лошадях едем и два обратно возвращаемся. Нам тогда по 12-13 лет было. Каждому давали килограмм хлеба на четыре дня. Мы пока до района едем - двадцать километров, весь хлеб съедаем - голодные. Остальные три дня живем на молоке.
Пришлось Диодору трудиться в соседнем селе - за 18 километров от деревни - помощником сапожника. За время войны он потерял одного из братьев - в 1942 году, едва достигнув призывного возраста, брат отправился на фронт и уже через год погиб подо Ржевом.
С окончанием Великой Отечественной войны Диодор вернулся в родной колхоз, где и трудился, пока не призвали в армию. После службы устроился рабочим на военную базу. Когда вербовали работников в Асбест, у него уже была семья. Брат отговаривал ехать, но Диодор Никитич поступил по-своему.
Работал в тресте "Асбострой" трактористом, закончил курсы шоферов. Занимался перевозкой стройматериалов и пленных немцев, которые участвовали в строительстве города.
- В поселке Строителей, напротив фабрики №4, была зона. Немцы строили 85-й квартал. Возводились каркасно-насыпные дома. Однажды из-за ошибки при сварке 28 новых двухэтажных домов, готовых к заселению, сгорели в одночасье. Дворец культуры строили наши работники, а отделкой занимались пленные немцы. Вот их и возил на объект. Мы с ними даже дружили, - рассказывает Диодор Никитич.
Асбестообогатительные фабрики № 4, 5 и 6 строились на его глазах. В подготовке площадки под четвертую фабрику смог поучаствовать лично.
С 1952 года устроился автослесарем на автобазу треста "Союзасбест". На грузовом автомобиле успел попутешествовать по Советскому Союзу - доставлял различные грузы. А в 1980 году поступил на работу водителем в пожарную часть, которая располагалась на проспекте им. Ленина. Мастерство свое продемонстрировал сразу же - удачным маневром. Уже через полгода стал старшим водителем.
С 1982-го пожарная охрана стала военизированной, и уже в профессиональной пожарной службе Диодор Черепанов проработал до 2014 года.
За свой трудовой путь заработал немало наград, включая орден Трудового Красного Знамени. В пожарной службе всегда отмечали, что технику Диодор Никитич содержал в идеальном состоянии. К тому же, у него был особый, ценный для пожарных талант - он всегда умел организовать подачу воды под нужным давлением. А ведь это непросто - нужно знать, как и из какого источника эту воду забирать, успевать и на тушение подать, и бочку наполнить.
Стоит отметить, что и на пенсии Диодор Никитич не сидит без дела. Занимается в клубе "Вдохновение", организованном в Центре культуры и досуга имени М.Горького - играет на гармони- "хромке", поет песни, выступает на концертах. В настоящее время, из-за ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции, темп жизни, конечно, замедлился, но Диодор Никитич не теряет надежды на возвращение к творчеству.
Т. Мельникова,
"Асбестовский рабочий"
|