Планку, установленную Советским правительством, преодолеть никак не удавалось...
В 1928 году асбестовая промышленность была передана в ведение Высшего совета народного хозяйства — ВСНХ СССР. Этим подчеркивалось ее всесоюзное значение. В этом же году на Баженовских рудниках был завершен восстановительный период и не только достигнут, но и превзойден уровень добычи асбеста 1913 года — наивысший в дореволюционное время.
Однако рост добычи ценного минерала отставал от непрерывно возрастающих потребностей страны. В декабре 1928 года бюро Уральского обкома ВКП(б) отмечало, что асбестовая промышленность работает неудовлетворительно: она не справляется с выполнением государственного плана, не удовлетворяет потребности страны в этом важном минеральном сырье.
Одной из серьезных причин неудовлетворительной работы Ураласбеста, говорилось в постановлении бюро обкома, была «необеспеченность промышленности постоянной рабочей силой. Ураласбест оказался неподготовленным к ликвидации подрядного способа работ, для того чтобы рабочую силу артельщиков заменить постоянными кадрами и максимально механизировать работы.
Действительно, отсутствие постоянных кадров составило основную трудность в работе предприятий Асбеста на протяжении первой и второй пятилеток. Большая текучесть кадров, прогулы были серьезным бичом производства.
В отдельные годы с предприятия уходило больше людей, чем поступало на работу. Особенно высокой была текучесть в горных предприятиях. По Южному рудоуправлению некадровый состав в 1930 году обновился четыре раза.
Острый недостаток кадров на рудниках буквально парализовал работу отдельных участков. В октябре 1930 года из-за недостатка рабочей силы были остановлены работы в карьерах № 1 и № 2-а Южного рудоуправления. В 1931 году прекратились работы и на остальных карьерах этого рудника. Временно были остановлены и некоторые другие карьеры. Вынужденное сокращение работ было санкционировано руководством всесоюзного объединения «Союзасбест», созданного в этом же году по решению Президиума ВСНХ СССР в Москве.
Для решения проблемы кадров был предпринят организованный набор рабочей силы по договорам с колхозами. «Ураласбесту» выделялось девять районов для оргнабора. Но и это не спасло положения. Во-первых, вербовка не давала необходимого количества кадров, во-вторых, рабочие часто уходили с производства, не отработав положенного срока.
Неудовлетворительные жилищные условия (временные бараки, теснота), перебои в рабочем снабжении и постоянные очереди в магазинах, уравниловка в оплате труда — все это мешало закреплению кадров на производстве.
Именно в эти годы, борясь за преодоление трудностей, передовые ударные бригады предприятий Асбеста организовали общественные «буксиры». Они приходили на отстающие участки и помогали здесь не только хорошо организовать труд, но и становились на рабочие места и восполняли недостающие кадры. Большую работу проводили партийные и комсомольские организации.
Асбестовский районный комитет партии уделял неослабное внимание работе промышленности. Только в течение первого полугодия 1933 года вопросы работы предприятий Асбеста и обеспечения их кадрами трижды обсуждались на заседаниях бюро РК ВКП(б). По решению райкома в марте была проведена партийная мобилизация. Из аппаратов общественных и хозяйственных организаций было направлено в горные предприятия 75 активистов для работы непосредственно в карьерах.
В апреле этого же года райком обязал руководство «Ураласбеста» к 1 мая восстановить работы в карьерах южной группы разрезов.
Инициативу партийной организации поддержало новое руководство треста «Союзасбест», переехавшего к этому времени в Свердловск.
Партийная организация Асбеста энергично добивалась выполнения плана выработки сортового асбеста. В июне состоялась собрание городского партийного актива, которое рекомендовало райкому ВКП(б): «для укомплектования кадрами горных цехов и железнодорожного рудничного транспорта мобилизовать в эти цеха пятьдесят человек коммунистов и пятьдесят человек комсомольцев из подсобных цехов, организаций и учреждений города». Это решение было выполнено.
Усилия партийной и комсомольской организаций несколько улучшили положение с кадрами на основных предприятиях промышленности. Но до полного обеспечения рабочей силой было еще далеко. Потребовались другие меры, более действенные.
В 1936 году в асбестовой промышленности было проведено повышение тарифов, для рабочих ведущих профессий применена прогрессивная оплата труда. В 1938 году тарифы были вновь повышены.
Получили более широкий размах подготовка и обучение кадров. В учебном комбинате и на предприятиях была создана сеть курсового обучения рабочих техминимуму, работали школа фабрично-заводского ученичества и курсы мастеров социалистического труда.
Проведение этих мероприятий дало возможность сократить текучесть рабочей силы почти вдвое. И все же она оставалась еще довольно высокой; более четырех тысяч рабочих ежегодно уходило с предприятий.
Некоторое улучшение в работе промышленности наступило к концу 1938 года.
На работе предприятий благотворно сказалось улучшение структуры руководства.
К этому времени трест «Союзасбест» переехал непосредственно на место добычи волокнистого минерала — в город Асбест.
«Ураласбест», переименованный ранее в «Ураласбокомбинат», как излишнее звено между предприятиями и трестом, упразднен. Прекратились массовые и необоснованные репрессии против работников промышленности.
За годы первых пятилеток на предприятия асбестовой промышленности пришли новые инженерные кадры — воспитанники советских вузов. Это Н. А. Горшколепов, A. А. Королев, А. X. Кудусов, А. П. Митюков, Ф. П. Минаев, Н. П. Пашкин, П. Я. Титаренко, М. П. Тутов, B. А. Шорников и многие другие.
Значительно пополнились ряды инженерно-технических работников и за счет первых выпускников Асбестов-ского горного техникума. В сменах и на участках работали техники: И. И. Баканов, В. С. Демидов, Г. К. Княгиничев, И. В. Летягин, А. П. Макаров, А. В. Худяков, А. Ф. Киселев и другие.
П. Никитин, Н. Рубцов,
"Город горного льна"
Первое здание управления комбината Ураласбест
|