Несмотря на то что часть россиян
расплачиваются напрямую с поставщиками газа, электричества и пр., решать
проблемы населения в сфере ЖКХ обяжут ответственные за дом управляющие
компании. Соответствующие нормы предложил ряд депутатов Госдумы из
комитета по жилищной политике в числе поправок ко второму чтению
законопроекта об изменении Жилищного кодекса. Депутаты
предлагают внести изменения в ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса, добавив
пункт о том, что управляющие компании обязаны «обеспечивать
предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в доме и
пользующимся помещениями в этом доме лицам, представлять их интересы, в
том числе в случае нарушения порядка расчета платы или качества
коммунальных услуг по вине ресурсоснабжающих организаций». —
С каждой управляющей компанией заключается договор управления
многоквартирным домом, где контрагентом выступает большинство жильцов,
которые доверяют оказание целого комплекса услуг по содержанию и ремонту
дома. В этом смысле полноценное представление интересов от своих
доверителей является де-факто обязанностью управленцев, которые со
следующего года будут получать лицензии, — сказал «Известиям» один из
авторов поправок, зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и
жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин. Сегодня, по оценке депутата, нередко у жильцов отсутствует доверие к управляющим компаниям, которым они поручили свои дома. —
Ко мне недавно в Думу позвонили жители Железнодорожного Московской
области. Говорят: у нас в подъезде свет стал дороже стоить. Я отвечаю — и
что, вы решили сразу в Госдуму позвонить? Не зря же в известном фильме
говорили, что управдом — лучший друг человека. Управляющие компании
существуют для жильцов, а не жильцы для управляющих компаний. Законопроект,
в который вносятся поправки, был разработан группой депутатов Госдумы в
соответствии с поручением Владимира Путина от 19 февраля 2013 года №
Пр-340 по итогам совещания о мерах по улучшению качества предоставления
ЖКУ. Среди прочего в проекте прописано увеличение ежедневных пеней за
задержку платежей до 1/170 ставки рефинансирования после 90 дней
просрочки, предусмотрены штрафы для ресурсоснабжающих организаций и
управляющих компаний за некачественные услуги, уточнен механизм
капитального ремонта и т.п. Законопроект был принят в первом чтении в
сентябре 2014 года, сейчас дорабатывается ко второму чтению. В
частности, как сообщила «Известиям» председатель комитета по жилищной
политике Госдумы Галина Хованская, прорабатывается вопрос о полномочиях
управляющих компаний в споре с ресурсоснабжающими организациями. По
мнению Светланы Разворотневой, исполнительного директора
некоммерческого партнерства «ЖКХ-Контроль», от объема полномочий УК
зависит, насколько новые правила будут рабочими. —
Законопроект предполагает упрощенный переход граждан на прямые договоры
с ресурсоснабжающими организациями. При этом УК не является стороной
договора — как она будет разбирать эти споры и добиваться от ресурсников
выполнения обязательств? Для меня это вопрос. Сама по себе идея
хорошая, но необходимо проработать реальные механизмы, которые позволят
УК устранять нарушения, в противном случае они станут просто козлами
отпущения, — считает она. Галина
Хованская уточнила, что управляющие компании будут обязаны представлять
интересы жильцов перед ресурсоснабжающими организациями, но сами не
будут нести материальной ответственности за качество коммунальных услуг. —
Это связано с тем, что жильцы перейдут на прямые расчеты с
ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, управляющие жильем не
будут нести убытки из-за неплатежей жильцов, — пояснила Хованская. По
оценке экспертов, новый порядок должен значительно упростить жизнь
собственников жилья, которым сегодня приходится самостоятельно искать
виновных и вести неравную борьбу с поставщиками воды, газа,
электричества. — С точки зрения
потребителей это удобно. При прямых расчетах им вообще невозможно
справиться с ресурсоснабжающей организацией, она не заинтересована в
экономии и считает, как ей выгодно. Что может сделать отдельный
гражданин с такими монстрами? У УК больше возможностей, есть
профессиональные юристы, но надо более точно прописать их полномочия и
обязанности, — говорит Разворотнева. В
качестве примера конфликтов собственников жилья с ресурсоснабжающими
организациями она вспомнила идущий сейчас в Удмуртии спор. Там жильцы
установили в домах тепловые станции, которые нагревают воду на месте,
тем не менее им по-прежнему выставляют счета за горячую воду и тепло,
из-за чего расходы выросли. — Было
даже постановление правительства республики, где разъяснялось, как в
таких случаях начислять плату, но ресурсники всё равно считают
по-своему, и люди платят отдельно за подогрев воды и за теплую воду. В
итоге выходит дороже, чем если бы они получали горячую воду по
централизованным сетям, — рассказывает Разворотнева. Александр
Козлов, исполнительный директор федерального проекта «Школа грамотного
потребителя», также заметил, что сегодня у жильцов регулярно возникают
проблемы с ресурсоснабжающими организациями, которые они не могут
самостоятельно решить. — К нам
регулярно поступают подобные жалобы. Например, недавно сообщили, что
зимой в доме температура горячей воды не превышает 46 градусов. Когда
жильцы обратились в УК с требованием составить акт о некачественной
услуге, их перенаправили в ресурсоснабжающую организацию, которая никак
на жалобы не реагировала. Нередки случаи, когда жильцы сталкиваются с
неоправданным увеличением цен на коммунальные услуги, повторным
начислением тарифов и не могут самостоятельно восстановить
справедливость, — рассказывает Козлов. — Появление «единого окна», в
которое можно направлять все жалобы, даст жильцам больше шансов быстрее
разобраться с подобными проблемами. Самостоятельно жильцам бывает тяжело
выяснить, по чьей вине произошло то или иное нарушение: управляющие
компании и организации пытаются уйти от ответственности и перекладывают
вину друг на друга. Простой и понятный механизм оформления жалоб уже не
позволит их игнорировать. Источник:Известия |