Вместе с исполняющим обязанности главного инженера рудоуправления ОАО "Ураласбест" Иваном ВЕНЕДИКТОВЫМ отправляемся по карьерным дорогам. Несмотря на то, что формально в штате рудоуправления числится всего один дорожный мастер, к состоянию проезжих частей в карьере - повышенное внимание. Их обследуют в ежедневном режиме.
Каждый день для проведения ремонтных работ рудоуправление заказывает в автотранспортном предприятии грейдеры, погрузчики и БелАЗы грузоподъемностью тридцать тонн. Эту технику удалось увидеть в карьере во время поездки. Она поддерживает автомобильные дороги в работоспособном состоянии.
Иван Львович обращает мое внимание на погрузчик, загружающий щебень в БелАЗ грузоподъемностью 55 тонн. Карьерные богатыри повышенной грузоподъемности используются в технологическом процессе - перевозят из забоя на перевалочные пункты горную массу, а на обратном пути, при необходимости, в них загружают щебень, предназначенный для ремонта дорог.
Состояние дорог в карьере в период весенней распутицы, конечно же, не самое идеальное. Но на одном из технологических съездов -ровном, без ям и рытвин, мы специально останавливаемся. Его построили несколько лет назад с привлечением специалистов Уральского государственного горного университета. Представители науки помогли реализовать на съезде одну из современных дорожных технологий. С тех пор, утверждает Иван Венедиктов, этому съезду практически не требуется текущий ремонт. Ехать по нему - одно удовольствие.
Эксперимент удался. Но есть важное обстоятельство, пока удерживающее руководителей рудоуправления от повторного использования данной технологии. Цена выполненных работ оказалась высокой. Прежде всего потому, что при строительстве было использовано большое количество щебня.
Однако ситуация быстро меняется. К реализации готовится решение, способное не только сделать более доступной стоимость щебня для рудоуправления, но и существенно изменить технологию его производства в ОАО "Ураласбест". В карьере, где традиционно ведется добыча горной массы, принято решение построить и запустить в эксплуатацию в 2018 году современный высокоавтоматизированный дробильно-сортировочный комплекс. Обслуживать его будут два человека в смену, а всего в штате - восемь человек. Подготовлено место под строительство, определен победитель аукциона, проведенного ОАО "Ураласбест", - одна из трех европейских компаний, участвовавших в тендере.
- Инициатором нового строительства, - рассказывает директор рудоуправления ОАО "Ураласбест" Владимир АЛЕКСЕЕНКО, -выступил наш коллектив. В своих предложениях мы исходили из разумных экономических расчетов.
Сегодня в карьере - около шестидесяти километров дорог, из них всего три километра - асфальтированные. Все остальные дороги - насыпные, для поддержания их в работоспособном состоянии ежегодно требуется до 240 тысяч тонн щебня.
Дороги в карьере, особенно в забоях, часто переносятся с места на место. И щебень, применяемый для их отсыпки, обходится дорого. А все потому, что вначале горную массу необходимо доставить на переработку, где из нее получат щебень. После чего щебень доставляют в карьер.
Мы же предлагаем разместить первую стадию дробления скальной породы непосредственно в карьере. Легко подсчитать эффект. В год на щебень перерабатывается три миллиона тонн скальной породы. Из них двадцать процентов уходит в отходы в виде карьерной мелочи, которая не будет транспортироваться на переработку, а будет складироваться непосредственно в
карьере. Еще из двадцати процентов переработанной скальной породы выработают щебень фракций 20-40 и 40-100, который будет использоваться нами для строительства новых автодорог и текущего содержания существующих. А остальные шестьдесят процентов скальной породы после предварительного дробления до фракции 100-350 планируем отправлять для дальнейшей переработки на производство N22.
Из меньшего исходного объема обогатители смогут получить больший выход высококачественной готовой продукции. Ктомуже, благодаря дробильно-сортировочному комплексу в карьере им больше не потребуется держать на своих площадях первую стадию дробления.
По словам Владимира Алексеенко, предварительные расчеты показывают, что если сейчас для отправки на обогащение скальной породы, ее переработку и доставку обратно готового щебня требуется около 220 миллионов рублей в год, то использование дробильно-сортировочного комплекса в карьере даст экономический эффект почти в 190 миллионов рублей. Иными словами, для эффективной работы комплекса потребуется затратить около тридцати миллионов рублей в год.
При этом себестоимость продукции, полученной на первой стадии дробления, рассчитанная на 3,5 года - 53 рубля за тонну, а после истечения амортизационного срока она и вовсе понизится до 47 рублей. И не имеет значения, использован щебень в карьере или отправлен для дальнейшей переработки на производство N22.
В выигрыше окажутся даже гости ОАО "Ураласбест", стремящиеся побывать на смотровой площадке карьера. Ведь новый объект будет построен прямо перед ней и сделает горный пейзаж более выразительным.
А в рудоуправлении со строительством дробильно-сортировочного комплекса связывают большие планы на будущее. Как утверждает Владимир Алексеенко, в перспективе будет рассматриваться вопрос о создании на предприятии полноценной дорожной службы, которая будет лучше содержать действующие и качественно строить новые дороги в карьере. С другой стороны, появится перспектива, например, изготавливать из серпентинита цветной щебень, пользующийся большим спросом в ландшафтном дизайне при оформлении газонов.
В. СИНЯВСКИЙ.
"Уральский Хризотил"
|