По мнению министра образования, школьный курс литературы «сужает возможности для самовыражения» учеников.
Министерство образования и науки РФ упростит формат итоговых сочинений в 11-м классе. Вместо литературоведческого текста ученики станут писать свободное эссе на основе школьного курса литературы. Об этом на заседании совета по подготовке открытых тем для итоговых школьных сочинений заявил министр образования Дмитрий Ливанов.
— Мы не должны сужать возможности для самовыражения выпускников определенным набором литературных произведений, — отметил министр образования и науки.
Председатель совета по вопросам проведения итогового сочинения Наталия Солженицына поддержала эту идею.
— Итоговое сочинение должно обязательно писаться на основе литературного текста. Однако оно не должно быть литературоведческим, когда ученик вынужден обложиться книгами прямо на экзамене.
По мнению Наталии Солженицыной, итоговое сочинение можно писать «основываясь на собственном опыте», используя примеры из литературных произведений только в качестве аргументов.
11-классники напишут итоговое сочинение в конце первого полугодия, в декабре 2014 года. Сочинение будет оцениваться только в виде зачета или незачета вместо обычной пятибалльной системы. За второе полугодие ученики смогут исправить неудовлетворительные оценки. Во время экзамена ученики получат перечень тем, которые будут отличаться в каждом часовом поясе.
По словам Наталии Солженицыной, сочинения школьников не станут оцениваться слишком строго до тех пор, пока система не будет налажена.
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов также внес предложение не ограничивать объем текста жесткими рамками, установив только необходимый минимум слов.
В данный момент совет занимается разработкой пяти направлений для итоговых сочинений. Их перечень будет доступен в конце августа, но уже известно, что одно из них посвящено 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова.
Большинство опрошенных «Известиями» экспертов восприняли идею свободного формата итоговых сочинений негативно.
Директор московского математического лицея № 57 Сергей Менделевич считает возвращение итоговых сочинений «разумным шагом», но только в том случае, если тексты пишутся на основе литературных произведений.
— Школьные сочинения на тему «Что я думаю о возможности жизни на Марсе» являются демагогией. Ни жизненного опыта, ни знаний об этом у детей нет. Заставлять писать такие сочинения бессмысленно, — говорит Сергей Менделевич. — По моему глубокому убеждению, литературоведческие темы гораздо разумнее. Литература всегда учила рассуждению и грамотному изложению своих мыслей.
Эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев также полагает, что сочинение должно основываться на школьном курсе литературы. По его словам, эссе на свободные темы свойственны американской школе, но не российской.
— Зачем ученику дается весь этот огромный багаж знаний о классике? Наверняка для того, чтобы он умел им воспользоваться, — говорит Олег Сергеев. — Вместо работы с литературным текстом предлагается брать цитаты с потолка и на их основе что-то придумывать.
Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин, наоборот, считает, что сочинение на свободную тему написать гораздо сложнее, нежели на основе литературного произведения.
— На уроках литературы ученику уже рассказали сюжет произведения и объяснили, как его нужно трактовать. Свободное эссе, в свою очередь, не имеет четкой формы — для его написания ученик должен обладать широким кругозором, чтобы использовать цитаты из классики для подтверждения собственной идеи, — отмечает Виктор Панин. — Правда, я сомневаюсь, что учителя смогут взвешенно оценить тексты, написанные в свободном формате.
Заслуженный учитель РФ, преподаватель словесности Лев Айзерман в разговоре с «Известиями» вывел проблему школьных сочинений на более системный уровень. По его мнению, методика обучения написанию сочинений в России полностью разрушена.
— Предположим мы обнаружили, что в энной школе никто не умеет плавать. Что делать? — Построить бассейн, налить в него воду и начать обучение. Вместо этого мы отправляем детей на международные соревнования по плаванию. В случае с сочинениями происходит ровно то же самое — вместо долгих лет работы с учениками мы заставляем их писать сложнейший жанр эссе. Нам нужно исходить из реалий, — считает Лев Айзерман, добавив, что ситуация с письменной речью сегодня «катастрофическая».
Школьные итоговые сочинения исчезли в 2009 году с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В обязательный ЕГЭ по русскому языку входит написание небольшого сочинения, однако его тематика и структура жестко регламентированы. Итоговое сочинение, которое вводится в 2014–2015 учебном году, будет являться допуском к дальнейшей сдаче ЕГЭ. Писать сочинение школьники станут в родных школах, а проверять их будут учителя. Сочинение сможет принести абитуриенту до 10 баллов ЕГЭ при зачислении в вуз.
|