Евгения БАРТОШ (МЕЖИБОРСКАЯ) выросла в Асбесте. Училась в медицинском институте Свердловска, дежурила в госпиталях, работала после лекций на оборонном заводе.
По причине военного времени учебу в институте сократили с пяти до четырех лет. Хотя и время было трудное, питание - по карточкам, молодежь успевала ходить в театры - их много эвакуировалось в Свердловск. По окончании института можно было ехать работать домой в Асбест, но Женя с подругами решает распределиться в действующую армию.
С 1944 по 1945 год она была командиром медсанвзвода танкового полка. Неделя боев - и половины полка нет. В их танковой бригаде солдаты во время боев сильно обгорали, ранения были тяжелыми. Прорывались из окружения. Женя с помощницей оказывала первую помощь - обезболивала морфином, вводила сыворотку против столбняка (в суровых условиях всем - одним шприцом). Если надо, то проводила ампутацию, накладывала шину. Обеспечивала эвакуацию. А в передышках между боями надо было лечить легкораненых, организовывать им питание и баню.
Самое страшное воспоминание - гибель молоденьких солдат-танкистов из свежего набора под Прагой, когда в День Победы Ченстоховская танковая бригада шла с боями на запад. За спасение тех, кто выжил в этом бою, и сложную успешную эвакуацию - медпункт оказался отрезан от своих, Евгения была награждена орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени. Также - медалью "За Победу над Германией".
Демобилизовавшись, Женя Межиборская вернулась в Асбест, вышла замуж за участника Великой Отечественной войны Алексея Георгиевича Бартоша. Работала в медицине - заведующая терапевтическим отделением,выросла до заместителя главврача городской больницы. Лечила больных, как и на фронте, с любовью и вниманием, занималась профпатологией, добивалась льгот для работников комбината "Ураласбест".
В 1967 году получила звание "Заслуженный врач РСФСР". Вместе с мужем Алексеем Георгиевичем воспитала двоих детей - Анну и Михаила. Дети стали, как и мама, врачами.
Отрывок из газетной статьи Инны Бартош - внучки Евгении Исааковны Бартош, 19 апреля 2005 года:
"Я не знаю человека добрее и лучше, чем моя бабушка Женя. Не буду рассказывать, как она воевала, как прошла врачом танкового полка Польшу, Германию, Чехословакию; как потом лечила жителей Асбеста. И как хвалили её пациенты. Не буду рассказывать, как чуть не посадили (в тюрьму) под "дело врачей" за отказ осудить с трибуны московских коллег. Я лучше расскажу, как неудобно идти с ней по городу. Потому что каждые пять минут нас кто-нибудь останавливает, чтобы сказать: "Спасибо Вам большое, Евгения Исааковна!". Рассказать, где ещё болит, а где уже - нет, спросить совета, пожаловаться на жизнь. И так далее, и так далее...
Я горжусь тем, что я - её внучка, и надеюсь, что кусочек её мудрости генетически передался и мне. Очень трудно рассказать о ежедневной и привычной доброте. Два раза мой дедушка выиграл жизнь. Третий раз - счастливую жизнь с бабушкой".
Н. БАРТОШ.
Женя БАРТОШ (МЕЖИБОРСКАЯ) - справа - с подругой Катей.
Прага, май 1945 года.
|