О судьбах земляков, вплетенных в историю страны. О защищавших Сталинград.
Русские солдаты, прозванные еще Суворовым "чудо-богатырями", и в воде не тонут, и в огне не горят.
Константин Баталов со школьной скамьи заразился романтикой профессии геологоразведчика. Частенько мечтал он о скрытых от глаз людских подземных кладовых. И выбор сделал осознанно -поступил в горный институт. Только недолго довелось Косте быть студентом - со второго курса в 1940 году призвали на службу в армию, направили на Дальний Восток.
Через год грянула война, и об институте пришлось надолго забыть. Правда, вчерашнего студента все же направили учиться - на краткосрочные курсы младших командиров. В октябре 1941 года новоиспеченный сержант прибыл на Юго-Западный фронт, где стал командиром зенитного орудия...
25 мая 1942 года он не забудет никогда. В этот день немцы пошли в крупномасштабное наступление...
С утра над городом Щебекино (расположен между Харьковом и Белгородом) закружили армады фашистских самолетов. Три из них сбило орудие, которым командовал сержант Баталов. Но силы были слишком неравны. Возникла угроза окружения большой группы войск, и потому командование дало приказ отступить.
Правду не обманешь - отступление больше напоминало бегство. В день войска оставляли до сорока километров своей территории. И все это под непрерывным напором фашистской техники. Ежедневно возникала угроза быть окруженными танковыми группировками, самолеты противника "утюжили" все дороги и лесные тропинки. Однажды на переправе через речушку истребитель "Ме-109" на несколько мгновений неосторожно завис над позицией зенитчиков. Тут и выстрелило орудие Константина Баталова. Упал "мессершмитт" рядом с переправой, причем самолет развалился, но не взорвался. Сотни человек сбежались посмотреть на невиданное при отступлении зрелище - поверженного врага.
Больше месяца продолжался страшный бег. От батареи осталось 17 человек. Питались чем придется, в основном рассчитывая на помощь жителей деревень, через которые отступали. Только под Сталинградом расстроенные части остановили и переформировали. Константину Баталову вновь досталось зенитное орудие, более крупнокалиберное, чем прежде - 88-миллиметровая гаубица. От первого и до последнего дня он участвовал в знаменитой Сталинградской битве.
Вначале зенитчик защищал небо самого города, затем его перебросили на дальние подступы к Сталинграду - срочно требовалось охранять переправу через Дон. Страшнее тех дней не было на войне у Константина. Ежедневно 20-40 самолетов по нескольку раз налетали на переправу. И первым делом стремились уничтожить ее защитников. В одну из бомбежек сержанта отшвырнуло взрывной волной и завалило землей. Хорошо, хоть подчиненные быстро откопали командира. Контузия отступила, постепенно прошла немота, вернулась речь.
Тем временем командование готовилось к контрнаступлению. Зенитная батарея, в которой служил К. Баталов, оказалась на самом острие "клещей", замкнувших в кольцо окружения армию фельдмаршала Паулюса. Но испытания не кончились. На помощь фельдмаршалу, надеясь прорвать окружение, спешила танковая группировка...
При случае Константин Иванович всегда старается посмотреть нашумевший в свое время кинофильм "Горячий снег". По мнению фронтовика, он очень правдиво повествует о сражении под Сталинградом.
Единственный раз за всю войну сержанту Баталову пришлось опустить ствол зенитного орудия с воздушных на наземные цели - навстречу рвущимся в бой танкам. Оказалось, мощные зенитные снаряды способны прожигать бронированные машины насквозь.
После того сражения гвардейцу-зенитчику пришлось больше наступать, чем отступать. Он освобождал Крым, затем Румынию, Венгрию,
Австрию, Чехословакию. Особенно радовались русским солдатам чехи. Простые люди символично поливали водой дорогу, по которой ехали машины освободителей, на каждой стоянке подносили солдатам молоко, вино, хлеб. Так было! Как бы сейчас не пытались представить русских солдат оккупантами.
Войну Константин Иванович окончил в звании лейтенанта, был награжден орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За оборону Сталинграда", "За взятие Вены"...
Возвратился фронтовик со службы в 1946 году. Он быстро понял: и в мирной жизни времени на раскачку нет, всерьез взялся за учебу в институте. Как один из лучших студентов был направлен в Асбест.
Василий СИНЯВСКИЙ.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.
|