Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».
Предыдущие главы
...3 марта 1917-го прииски узнали об отречении царя. Администраторы всполошились, устроили молебен в церкви на Поклевском, где после торжественного церемониала батюшка Георгий держал «историческую» речь:
— Вот, православные,— начал он,— бывают в жизни такие случаи, что заболевает, примерно, человек... Лечат его доктора тем и другим... Да... А больному все хуже и хуже, ничего не помогает, и приходится прибегнуть к последней мере — к операции. Вот и с нашим правительством произошло то же самое. Получены известия, что царь отрекся от престола. То есть операция закончилась благополучно и в нашу, так сказать, пользу, а главное, совершенно бескровно...
Поет хор, усиленно крестятся прихожане. В толпе слышатся недоуменные вопросы: о чем молились? И чей-то серьезный ответ: «Царь, слышь, был болен... Операцию ему сделали, и кончилась она хорошо».
В тот день так толком никто и не объяснил горнякам, какие хирурги и почему совершили операцию всему дому Романовых.
Прииски послали делегатов в Екатеринбург: от рабочих—кочегара С. И. Чемезова, от служащих — А. Д. Ильина. В комитете РСДРП(б) встретились они с В. Н. Андрониковым, членом партии с 1905 года, только что вернувшимся из Туруханской ссылки. Владимир Николаевич обстоятельно изложил асбестовцам политическую позицию большевиков и посоветовал немедленно создать партийную организацию, выбрать Совет рабочих депутатов. Домой ходоки везли «Воззвание Екатеринбургского комитета РСДРП(б)», призывающее записываться в партию Ленина.
На собрании активистов Вознесенского прииска была заложена основа партийной организации, выработана идейная линия, которую следовало проводить в выступлениях перед рабочими разрезов, сортировок, механических мастерских. В первой половине марта в Кудельке насчитывалось более сотни большевиков. В партийный комитет вошли А. Д. Ильин, Н. И. Зеленое, С. С. Жарков, Я. Н Лунев, А. Н. Попов и другие большевики.
Взялись и за создание Совета. На многолюдном и бурном собрании в клубе Вознесенского прииска эсеры пытались сорвать выборы, но им это не удалось — поработали большевики с народом. В Совет вошли одиннадцать человек: большевики и сочувствующие им рабочие.
Назовем первых подлинно народных избранников Асбеста: Александр Давыдович Ильин — председатель, Яков Николаевич Лунев — секретарь, Николай Иванович Зеленое — заместитель председателя, Автоном Николаевич Попов — комиссар земледелия, Спиридон Иванович Чемезов — председатель следственной комиссии, Егор Нилович Лоскутов — комиссар по продовольственным вопросам, Николай Михайлович Попов — казначей, Степан Степанович Жарков, Андрей Андреевич Слаутин, Федор Петрович Зимин и Яков Петрович Осинцев — члены Совета.
Совет сразу же обрел признание, с первых дней показав себя настоящей народной властью.
...Цены на продукты росли бешено, а заработки оставались низкими. Как и чем кормить семьи? В конце концов пришли к единому мнению: владельцы приисков должны повысить заработную плату трудящимся в шесть раз. Управляющие приисками в голос доказывали комиссарам, что предприятия придется через месяц-другой закрыть, ведь цены на продукцию не растут, да и московский «Треугольник» и питерский «Проводник», основные фирмы — покупатели асбеста, вряд ли согласятся на повышение цен.
Совет послал в Петроград А. Д. Ильина. Трудно было большевику при власти Временного правительства разрешить насущные вопросы в бурлящей столице, но он все же добился приема в министерстве труда, добился и разрешения открыть коммерческие книги «Треугольника» и «Проводника». Цена на асбест была повышена в пять раз, а приисковики стали получать за свой труд в шесть раз больше, как и обещал Совет.
14 апреля в Екатеринбурге открылась первая легальная Уральская областная конференция большевиков. Ее работой руководил Яков Михайлович Свердлов. Конференция заслушала и доклад о работе большевиков Кудельки.
Большую помощь Ильину и его товарищам оказал приехавший на прииски большевик-пропагандист Николай Толмачев. Он выступил на партийных и рабочих собраниях, обрисовал положение в стране, отношение большевиков к Временному правительству, поставил перед горняками задачи на новом этапе революции.
В августе был принят и утвержден Устав Вознесенского профессионального союза служащих и рабочих асбестовых рудников Баженовского района.
Авторитет партийной организации рос день ото дня. На выборах в Учредительное собрание за список большевиков проголосовало 434 избирателя из 737, за эсеров было подано 162 голоса. Давний и сильный противник потерпел последнее поражение.
В Октябрьскую революцию асбестовые копи вошли под красным знаменем, которое горняки уверенно подняли еще в марте 1917 года.
( Продолжение следует.)
А. Чечулин "Асбест" 1985 г.
|