Скандальное происшествие в торговом центре, где обыскали и задержали
14-летнюю девочку, вызвало большой общественный резонанс в городе. Свое расследование провела Ирина Атанасова, корреспондент газеты "Уральский рабочий"
Две подружки-семиклассницы зашли в торговый центр, чтобы выбрать
подарок для третьей на день рождения. Они не торопились и разглядывали
витрины, фотографировали что-то понравившееся и друг друга — нынешние
14-летние фиксируют каждый свой шаг, такой у них стиль жизни. Подарок
выбрали, дошли до кассы, заплатили, и тут девчонок остановили.
— Покажите сумки, — потребовал администратор зала, мужчина по имени Илья.
Даша и Аня с готовностью сумки открыли — смотрите, ничего не взяли. И
поднялись на второй этаж торгового центра, в кафе, где собирались
отметить день рождения подружки пиццей и мороженым.
Минут через 20, когда инцидент уже забылся, администратор Илья
появился в кафе. И попросил Дашу спуститься в торговый зал, так как, по
его словам, видеокамеры зафиксировали, как девочка что-то кладет в
карман.
Даша спустилась — она и не подумала отказаться, зная, что на самом деле не брала ничего.
— Мы прошли в комнату, где установлены мониторы для просмотра камер, —
рассказала Даша. — Мне показали запись, где мы стоим возле витрины с
шоколадками и я что-то кладу в карман. Если честно, я не помнила этот
жест, но шоколада в моих карманах не было. Охранники говорили, что нужно
сознаться и отдать украденное, иначе все закончится вызовом полиции. Но
мне не в чем было признаваться. Я сказала, что позову подружек, может,
мы вместе вспомним момент, который навел охранников на мысль о
воровстве.
Девчонки уже сами побежали искать Дашу — день рождения был безнадежно
испорчен. Вместе они еще раз посмотрели запись, и одна из подружек
вспомнила:
— Даша сфотографировала шоколадку в красивой обертке, после чего положила телефон в карман.
Фотографию Даша тут же продемонстрировала, и девочек отпустили, бросив вслед: «Извини, бывает».
Только вечером, вернувшись с работы, о случившемся узнали родители.
Сначала попытались получить объяснение в магазине, затем обратились в
полицию.
— Разве можно подобным образом вести себя с ребенком? — задает
вопросы мама Даши Нелли Францевна. — Девочке всего 14 лет. Если у охраны
магазина появились какие-то подозрения, они должны прежде всего вызвать
родителей. Но производить обыск и задерживать — это беспредел. Дочка
очень испугана. Сотрудники магазина даже не могут объяснить свои
действия, то есть внятных комментариев мы не получили, извинений — тоже.
Обратились в полицию.
— По заявлению провели проверку, — рассказал начальник службы
участковых асбестовского отдела полиции Алексей Реутов. — Выяснили, что
сотрудники магазина, на которых поступило заявление, не являются
работниками охранного предприятия, это контролеры торгового зала.
Соответственно, к ним неприменимо обвинение в превышении полномочий.
Состава преступления нет, поэтому в возбуждении уголовного дела
отказано. Но это не лишает заявителей права обратиться в суд за
возмещением морального ущерба.
— Вы нас поймите: все, что сумеют унести покупатели мимо кассы, потом
оплачивают работники магазина, — объяснил свои действия тот самый
администратор, который заподозрил подростков в краже и по видеозаписи
проследил их путь в кафе. — Выяснили все, я извинился.
— Существует алгоритм действий в подобных ситуациях, — комментирует
диспетчер одного из городских охранных агентств Юлия Сергеева. —
Заподозрив покупателя в краже, сотрудник магазина нажимает кнопку вызова
охраны. Прибывшие охранники задерживают подозреваемого до прибытия
полиции, но досматривать не имеют права даже взрослых, не говоря уже о
детях. Детям предлагаем позвонить родителям. Если ребенок действительно
не оплатил товар, а родители прибыли и оплатили, на этом конфликт
исчерпывается.
— За 11 месяцев нынешнего года участковыми инспекторами составлено
212 административных протоколов на мелкие кражи в магазинах (до 1000
рублей), — сообщил начальник службы участковых асбестовского отдела
полиции Алексей Реутов. — 21 из них совершена несовершеннолетними. То
есть взрослые воруют в магазинах гораздо чаще, чем дети.
Конечно, за малолетних воришек в первую очередь должны взять на себя
вину родители. Они же обязаны научить детей, как защищаться от
необоснованных обвинений. Судя по инциденту с Дашей, эта наука юным
покупателям незнакома.
— Выходит, так, — соглашается мама Даши. — Я спросила дочку: почему
она не позвонила мне? Даша призналась, что была испугана и не
догадалась. А я действительно никогда не объясняла, как нужно себя вести
в такой ситуации.
— Нам нужно обсуждать подобные истории на уроках, — считает Елена
Ежова, директор школы, где учится Даша. — В 7-м классе есть предмет
обществознание, где ребята знакомятся с законами и гражданскими правами.
Осталось научить применять полученные знания в жизни.
— Ребенок может растеряться от напора взрослых, — комментирует
начальник комиссии по делам несовершеннолетних Асбеста Ирина Вилкова. —
Но надо помнить одно правило: в любой ситуации прежде всего — звонить
родителям.
Странно, что до этого простого решения не додумались сотрудники магазина.
И. Атанасова Источник газета-уральский-рабочий.рф
|