На Среднем Урале происходит очередной переход полномочий от
муниципалитетов к области.
До конца 2015 года в Свердловской области
появится региональный оператор твердых бытовых отходов (ТБО), который
возглавит представитель местного правительства. Пока вопросы утилизации
мусора города решают самостоятельно. Однако в ближайшее время по факту
будет продублирована схема Фонда содействия капремонту — единого
оператора программы капремонтов многоквартирников, который был создан на
базе региональных властей и доказал свою неэффективность в Свердловской
области.
Согласно федеральному законодательству, с 2016 года управление ТБО,
включая аккумулирование платежей населения, будет передано под контроль
властям Свердловской области. В партнерстве с выбранной частной
компанией они должны будут создать регионального оператора. О намерениях
участвовать в финансово привлекательном проекте официально заявили
«дочка» «Ростеха» «Национальный экологический оператор» и подконтрольное
«Газпрому» ЗАО «Управление отходами».
В начале сентября стало известно, что между правительством
Свердловской области и госкорпорацией «Ростехнологии» было заключено
соглашение по созданию совместного предприятия по обращению с твердыми
коммунальными отходами — ООО «РТ НЭО — Екатеринбург». 25% его акций
будут принадлежать Свердловской области, остальные — предприятию
«Ростех». Возглавить так называемое «мусорное правительство» может
заместитель министра ЖКХ Геннадий Зверев. В рамках соглашения компания
должна привлечь средства к созданию новой материально-технической базы
по сбору и утилизации, а также сортировке твердых бытовых отходов.
Новая структура будет отбирать подрядчиков, работающих с отходами как
в целом, так и по каждому технологическому этапу. Она же станет
аккумулировать платежи жителей и организаций. В ведение оператора
передадут проекты модернизации существующих и строительства новых
межмуниципальных полигонов ТБО за счет инвесторов и координацию их
исполнения привлеченными инвесторами, среди которых также ожидаются НЭО и
«Управление отходами». Конкурсы по отбору инвесторов планируется
провести в течение 2016 года. Подробная информация о лотах, которые
будут выставлены на аукционы, пока отсутствует.
«Новая организация будет координировать работу всех игроков в этом
поле. Потому что есть управляющие компании, которые собирают ТБО, есть
перевозчики, есть владельцы полигонов и так далее. Так вот, региональный
оператор должен будет иметь договоры со всеми так называемыми
образователями отходов. И, видимо, плата ему будет идти напрямую, а он
уже будет платить перевозчикам, полигонам и так далее. То есть, по сути,
будет выстроена система и контроль, чтобы эти отходы попадали именно на
полигон», — заявил председатель комитета по экологии и
природопользованию администрации Екатеринбурга Егор Свалов.
Областные же власти рассчитывают, что в течение нескольких лет на
Среднем Урале появится как минимум 6 межмуниципальных комплексов.
Строительство должно развернуться на территории центрального
промышленного узла (Екатеринбург, Среднеуральск, Верхняя Пышма,
Березовский, Арамиль, Первоуральск, Ревда, Карпинск, Краснотурьинск,
Серов и Североуральск). Также комплексы должны будут обслуживать
каменск-уральский промышленный узел (Каменск-Уральский и Каменский
округ), асбестовско-малышевский узел (Сухой Лог, Богданович, пос.
Рефтинский и Белоярский) и красноуфимскую промышленно-рекреационную зону
(Красноуфимск и Красноуфимский округ), северный узел (Карпинск,
Краснотурьинск, Серов и Североуральск) и горнозаводской узел (Нижний
Тагил, Горноуральский, Верхняя Салда и Кушва).
Однако эксперты сомневаются в реалистичности этих планов. Новая схема
как две капли воды похожа на ту, которая функционирует в сфере
капремонтов. Здесь также на базе региональных властей был создан фонд
ЖКХ, к работе которого есть масса претензий: в частности, ряд мэров
публично высказали комплекс небезосновательных претензий к работе Фонда,
указав на несогласованность его с администрациями в подаче конкурсной
документации на проведение капремонтов. Также имеет место непрозрачность
критериев подведения итогов конкурсов, неспособность Фонда наладить
эффективную систему сбора платежей (собираемость составляет порядка
76%).
Кроме того, как показывает практика, передача полномочий от городских
властей региональным является неэффективным шагом, который приводит к
снижению качества управления. Можно привести в пример закон о
неразграниченных землях, когда областные чиновники оказались менее
продуктивными, чем муниципальные. В сфере переработки ТБО сосредоточены
достаточно серьезные финансовые ресурсы. Ежегодно область производит по 2
млн тонн отходов, из них 500 тыс. тонн приходятся на Екатеринбург.
Поэтому низкая эффективность чревата большими финансовыми потерями как
для региона, так и для муниципалитетов.
Источник: urbc.ru |