После освобождения Одессы 42-я отдельная истребительно-противотанковая артиллерийская бригада резерва Главного командования, получившая наименование Одесской, с 4-м гвардейским кавалерийским казачьим корпусом без передышки преследовала бежавшего врага.
В мае 1944 года наши части вышли к Днестру и овладели Тирасполем, а отдельные подразделения, форсировав Днестр, захватили плацдарм на правом берегу в глубину до 3-4 километров.
Нашей бригаде приказано занять оборону, окопаться и артиллерийским огнем поддерживать плацдарм. Задача не из легких. Левый берег хорошо просматривался с возвышенностей правого. Только камыши и кусты служили укрытием. Продукты доставлялись из полков один раз в неделю.
В обороне на первых порах было очень трудно. Надо закопать технику, орудия, машины, боеприпасы. Надежно укрыть людей от снарядов и авиации. Кругом - вода, грязь, комары, мошка.
Оборона есть оборона, но она, как говорят военные, должна быть активной. Надо засечь цели: расположение батарей, пулеметные гнезда, доты и дзоты, дороги, по которым враг подбрасывает войска и технику. Необходимо произвести пристрелку ориентиров.
Противник тоже не дурак. После нескольких выстрелов нашей батареи, независимо, в какое время суток, она, как правило, засекалась противником. Через 20 минут на нас обрушивался шквал снарядов и мин: перелет, недолет, "вилка", цель. Все сливалось в зловещий гром канонады.
Не оторваться от земли в эти моменты было главным нашим принципом, спасением. Припоминается мне, как второй орудийный номер Петр Кожевников, у которого не выдержали нервы ( рядом с его ровиком разорвался снаряд), побежал укрываться в другое место. Его срезало осколком снаряда, разорвавшегося далеко. Рядом же лежавшие товарищи остались невредимыми.
Был такой случай. В середине июльского дня связист сказал мне: "Вас к телефону". Беру трубку. Начальник штаба полка майор С. Н. Черева-тенько (храбрец погиб под Будапештом), не здороваясь, приказывает: "Ориентир № 116, два снаряда. Беглый огонь!".
"Товарищ майор, нас же сразу засекут, будут потери",- заикнулся я по молодости.
"Ах, трус, так твою..,- раздалось в трубке,-выполняй приказание!".
Дал команду. Три человека убитых и четыре раненых.
Дни и ночи целых три месяца (с 15 мая по 20 августа) длился кровопролитный бой с закрытых позиций.
Иван ПОПОВ, бывший командир батареи.