Сегодня юбилей - 70 лет - отмечает человек, чье имя связано с профилакторием "Ураласбест" почти тридцатилетней историей. Наиль Камилович Гайсин руководил "санаторным" цехом комбината с 1984 по 2011 год и многое сделал для его развития.
Его идеи оздоровления живы до сих пор, хотя в последние годы в нашу жизнь вмешался коронавирус - кто бы мог подумать 20 лет назад, что нам предстоит такое испытание.
Материал, который мы сегодня публикуем, написан на заре нового века - в 2001 году. Непростое, скажем так, было время - старый строй только-только развалился, а новый лишь предстояло складывать. Но именно тогда в Асбесте санаторное, восстановительное лечение получило активное развитие, и у истоков его стоял Наиль Камилович Гайсин.
С чего же все начиналось?
Профессия этому человеку определена судьбой. Надо же было родиться в профессиональный праздник! Но о таком совпадении Наиль Гайсин узнал лишь на первом курсе медицинского института. А привели его сюда совсем другие дороги.
Когда-то тяжело болела мама, и семиклаоснику-сыну казалось, что доктор недостаточно внимателен и лечит пациентку как-то неправильно. Вот тогда он решил стать врачом и непременно поступить в медицинский.
Но сначала "затянул* в свою систему комсомол, потом была служба в армии, и в институт Наиль Гайсин поступал уже зрелым человеком. И учился хорошо, потому что стремился к цели: стать хирургом.
На курсе были ребята из Асбеста, да и городок недалеко от областного центра, вопросы жилья для молодых специалистов в ту пору здесь решались неплохо. Последнее условие, пожалуй, стало основным при выборе, Гайсин же распределялся одним из первых. И поехал в Асбест.
Молодого хирурга встретили душевно. (Рассказывая об этом, Наиль Камилович не мог не посочувствовать нынешней ситуации: сегодня квартирой готовы обеспечить, а специалисты не едут).
Профилакторий возглавите?
По основной своей специальности наилю Камиловичу пришлось работать недолго. Возможно, очень быстро проявились и были замечены его организаторские способности. Руководство комбината "Ураласбест" предложило возглавить свой профилакторий.
Это сейчас может показаться, что от подобных предложений не отказываются. А тогда, в 1984 году, следовало и подумать: в профилактории работали 60 человек, на врачебных должностях - фельдшера, из 13 медсестер на работу приходили шестеро, остальные находились в декретных отпусках. И вообще, медсестер катастрофически не хватало. Никто не спрашивал степень их квалификации.
Гайсину было интересно. Прежде всего он поехал по другим санаториям-профилакториям, но не отдыхать, а учиться. Возвращаясь, сделал тогда вывод: профилакторий комбината безнадежно устарел. Особенно его лечебная база. Так что работы предвиделось непочатый край.
Главная задача просматривалась четко: используя природные факторы, нетрадиционные методы лечения, оздоравливать людей. По возможности - во время отпусков, но если надо - и без отрыва от производства. Так появился проект нового корпуса с мощной лечебной базой, который построили и .запустили в 1995 году.
Руководя впоследствии современным санаторным комплексом (больница, гостиница, ресторан), Гайсин думал в ту пору, что когда-нибудь профилакторий станет не нужен. Во-первых, невыгодно будет рабочему человеку болеть, во-вторых, при развитии производства его зарплаты хватит на отдых где-нибудь на Канарах. Возможно, Наиль Камилович просто большой оптимист. Но я твердо уверена в том, что все лучшее в мире придумано и достигнуто именно оптимистами. И в том числе - профилакторий, который считает своим не только комбинат Урапасбест", но и весь город. И по праву им гордится.
Детский сад везут в профилакторий
Налаживая лечебную базу профилактория, Наиль Камилович был далек от мысли превращать его в некое закрытое, элитное учреждение. Опустевшие во второй половине заезда (срок пребывания в профилактории - 21 день) ингалятории, выключенные аппараты физиотерапевтического кабинета, густые ванны его весьма беспокоили. И он подумал о тех, кто во всем этом нуждался так же сильно, как регулировщики и машинисты, грузчики и лаборанты, инженеры и мастера. Кому еще только предстоит работать на комбинате.
Времени от мысли до воплощения ее Наилю Камиловичу не потребовалось много. Идеи главного врача профилактория всегда находили поддержку на комбинате. (И не только здесь, но об этом чуть позже).
... Разрисованный яркими картинками автобус останавливался у детского сада, ждал, когда запрыгнет в салон последний шустренький пассажир, когда пересчитает непосед по головам воспитательница, и медленно трогался в путь. Он сворачивал с широких улиц в зеленое царство березок и сосен, высаживал детвору у высокого крыльца и терпеливо ждал, когда придет время трогаться в обратный путь. А малышня лакомилась кислородными коктейлями, бегала по лужайкам, ложилась по кушеткам для массажа и электрофореза и с опаской подходила к стоматологическому кабинету. Лечить зубы им, конечно, не хотелось. Но уговаривали...
Наиль Камилович повез опыт своего коллектива в Москву. Он рассказал на курсах главных врачей, которые организовывал ВЦСПС, как в небольшом уральском городе Асбесте оздоравливают часто болеющих детей. Результат сказался сразу: во всех 25 детсадах заболеваемость понизилась. Надо сказать, что прежде чем везти малышей в профилакторий, никто тогда не спрашивал, работают ли родители конкретного ребенка в "Ураласбесте". Нужно подлечить - подлечим.
Опыт асбестовского профилактория не просто рекомендовали, а приняли как руководство к действию. Наверное, детям всей страны была огромная польза. Но потом уже наступили недетские времена...
"Будешь лечить? Миленький, а кто тебя послал?"
...Через пять лет, завидев Гайсина на курсах, коллеги воскликнули почти с испугом:
- Опять что-то привез?!
- Опять...
Как-то, отказывая просительнице, женщине, прикованной к постели (инвалидов в профилакторий не брали), Наиль Камилович задумался: а сколько же таких - людей, потерявших здоровье на производстве? Нельзя ли что-нибудь для них сделать? На первый вопрос ответить было легче всего. Насчитали 90 человек. Как помочь? Гайсин опять отправился к руководству "Ураласбеста". Валерий Лазаревич Лапин, бывший тогда председателем профкома, и Виктор Иванович Степанов, в ту пору генеральный директор комбината, с главным врачом согласились сразу. Вопросы решили за три минуты. А еще через несколько дней Гайсин сам поехал по домам.
Картина представилась безрадостная. Болезни, одиночество, запустение.. Люди давно привыкли, что никому не нужны. Поначалу были ошарашены вниманием.
- Будешь лечить? Миленький, а кто тебя послал?
Массаж, уколы, электрофорез, парафин, магнитотерапия - самый простой оздоровительный комплекс, но и он был недоступен iранее инвалидам, а общение, забота будто выдергивали человека из серой монотонности будней, дарили радость.
Стоя однажды на остановке, Наиль Камилович услышал, как одна женщина говорит другой:
- Молока купила, хлеба купила, картошки сварю...
"А что же мои-то едят?" - натолкнуло его услышанное. С того дня в путевки для инвалидов стали включать питание. Завтраки, обеды и ужины возили в термосах, правда, заметили, что еду в некоторых домах ждут не только сами больные, но и другие подозрительные личности, именуемые "сыновьями" и "дочками".
По счастью, забота об инвалидах с началом новых экономических условий не канула в Лету. Люди, потерявшие здоровье на производстве, остаются к нему "приписанными".
Идут годы. Никогда не пустует профилакторий, люди стремятся сюда, как на дорогой курорт, да и врачи считают - аналогов ему немного. Кстати, работают в профилактории отличные специалисты. Семь врачей, двое имеют высшую категорию, пятеро - первую, 28 медсестер, у семи из них высшая категория, у 18 - первая.
- Что нам дает лицензия? - размышляет Наиль Камилович. - Скорее моральное удовлетворение, на стоимость путевки она не влияет. Средства на оформление бумаг тратятся огромные. Зачем? Лучше бы на больных потратили...
У Гайсина есть еще одна боль - разрушенная цеховая служба. С надеждой ждет главный врач профилактория, что рано или поздно цеховых терапевтов "вернут на место".( И ведь вернули. Только не государство, конечно, а сам комбинат - авт, 2021 г). Без знания "асбестовой специфики" участковый врач мало чем поможет больному. Да и принимать на фабрики и рудники не следует людей, "расположенных" к легочным заболеваниям. На самом деле от индивидуальной восприимчивости очень многое зависит. Встречались Наилю Камиловичу пациенты, по 40 лет проработавшие в асбестовой пыли и с абсолютно чистыми легкими. А раненная пыль не чета сегодняшней... Теперь, когда здоровье человека - главное мерило пригодности строительных материалов (трудно возразить что-нибудь против), вся профзаболеваемость на руку антиасбестовой кампании.
- А у нас, представляете, болеть выгодно, получить профзаболевание - выгодно, - заявил Наиль Камилович на международной конференции врачей промышленных предприятий в Тольятти. - И как закрыть дорогу пылевым бронхитам, асбестозу?
Лукавит Наиль Камилович. Знает он - как, и не он один, многие знают. Но врачи у нас не вершители политики и законодательства. Сколько пройдет времени, когда все встанет на свои места?
Дел хватит и нынешнему поколению, и будущему. Радует, что, несмотря на сложности, невеликое вознаграждение за труд, молодые выбирают профессию врача Пррдолжаются династии. Сын Наиля Камиловича и Нели Николаевны Гайсиных, два десятилетия отдавших профессиональному долгу, закончил третий курс медицинской академии. А вот дочка, еще школьница, быть может, выберет другую профессию. Разнообразие, считает Наиль Камилович, династию только укрепляет.
...В этом году - такое случается раз в четыре года - снова совпали у Гайсина день рождения и профессиональный праздник который определен не числом, а воскресеньем -третьим по счету в первом летнем месяце. 2001-й богат оказался и на юбилеи: собственный и профессиональный. Ровно двадцать лет назад Наиль Камилович закончил институт и был зачислен в штат Асбестовского горздрав-отдела.
Не иначе совпадения сыграли роль в успешной карьере?
- Да какую роль?- удивляется Гайсин. - Мне просто на людей, работающих рядом, везло. Добрые отношения дорогого стоят. Ну и профессия, конечно. Когда любишь свое дело - горы свернешь. И вспоминает шутливую фразу, услышанную еще в студенческом стройотряде: "Скорей бы утро, да снова на работу!". Вот так и живу.
Ирина Атанасова,.
"Асбестовский рабочий" 16.06.2001 г.
|