Отходы на полигон везут, а денег за размещение не платят.
Мусорные полигоны в текущих условиях не могут получить лицензию на утилизацию отходов IV класса опасности, а значит, теряют немалые деньги и превращаются в обычные свалки. Почему инфраструктура, которая исправно работала долгие годы, вдруг оказалась "за бортом"?
Камнем преткновения стали санитарные правила - СП 320.1325800.2017, определяющие порядок проектирования, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых коммунальных отходов. Правила вступили в силу в мае 2018 года и стали обязательными на всей территории России. И, как выяснилось, в этом случае закон имеет обратную силу - от действующих полигонов потребовали переделать проекты, получить заключение госэкспертизы и обустроить территорию в соответствии с новым законодательством.
Полигон в Асбесте к началу реформы был в пятерке лучших - расположен в районе отвалов, на территории есть необходимые материалы для пересыпки отходов, имеются достаточная санитарно-защитная зона и хорошая вместимость. На момент заключения договора с региональным оператором - ЕМУП "Спецавтобаза" - имелась лицензия на размещение отходов IV-V классов опасности, полигон включили в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и в территориальную схему. Но в связи с изменением законодательства для продления действия лицензии понадобилось изменить проект полигона, выполненный в 2004 году.
- Нас обязали провести корректировку рабочего проекта, - рассказал руководитель эксплуатирующего Асбестовский полигон МКП "Вторресурсы" Андрей Брусницын. - Конкурс выиграла компания "Альянс-Инвест", которая сорвала контракт. Для того, чтобы провести новые торги, нужны деньги - порядка 15 миллионов рублей.
Проблема в том, что региональный оператор отказывается оплачивать размещение на полигоне отходов IV класса опасности - порядка двадцати миллионов рублей. Оплачивается только V класс - предприятие получило за эту категорию отходов в общей сложности 2,5 миллиона рублей, в том числе - 1,2 миллиона рублей в 2020 году.
Еще в мае 2019 года "Вторресурсы" уведомили регоператора, что без лицензии могут накапливать только отходы IV класса опасности - до 11 месяцев, как позволяет законодательство, а после -принимать только V класс. Но даже после истечения этого срока "Спецавтобаза" не изменила маршрут - все собранные ТКО по-прежнему везут сюда.
- И причем, нам договор не дают расторгнуть. Говорят: не имеете права. Мол, включились в территориальную схему, от вас никаких предложений не поступало, вы никаких изменений не вносили. В смысле? Мы в 2019 году написали, что унас нет лицензии, - возмущается Андрей Брусницын.
Асбестовский полигон - не единственный, оказавшийся в такой ситуации. Как сообщил председатель комиссии по экологии Общественной палаты Свердловской области Михаил Беленький обращения от руководства мусорных полигонов периодически поступают в комиссию - чаще всего проблемой является превышение лимита размещения ТКО. Такая ситуация подводит руководителей полигонов "под статью", поэтому некоторые просто закрывают объект при угрозе превышения разрешенного объема.
- Я - сторонник соблюдения лимитов размещения отходов. Территориальная схема в большей степени - регламентирующий документ. По факту, было несколько ситуаций, когда лимит конкретного полигона подразумевает определенное количество отходов в год. Его исчерпали, допустим, в сентябре, и региональный оператор обязан перераспределить поток этих отходов, - комментирует Михаил Беленький.
Но сегодня Асбестовский полигон не может просто закрыться. Его не исключают из ГРОРО, потому что здесь принимают еще и отходы предприятий - их просто больше некуда везти. Андрей Брусницын пытается найти правду во всех инстанциях. Пока суд - на стороне регионального оператора. В похожей ситуации остаются еще несколько полигонов Восточного кластера.
- Как "Спецавтобаза" подтверждает расходы по полигонам - непонятно, - признается руководитель. - Мы два года не получаем оплату, в поселках Малышева, Рефтинский - то же самое. Тарифом утверждаются расходы, якобы, на полигон. А где наши деньги тогда за два года? Средства с населения собрали. "Но платить не будем - у вас лицензии нет". А вы почему тогда деньги собираете? Почему РЭК смотрит сквозь пальцы, когда вы показываете затраты, которые не понесли?
В Асбесте надеялись, что на явные нестыковки обратят внимание сотрудники Росприроднадзора в ходе плановой проверки. Но специалисты ведомства нанесли еще один удар по Асбестовско-му мусорному полигону, на этот раз репутационный. Результаты плановой проверки появились, что удивительно, не на официальном сайте ведомства, а в интернет-газете "Вечерние ведомости" и уже оттуда разлетелись по сети.
Было озвучено, что сотрудники Роспотребнадзора обнаружили на объекте нарушения в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха и земельных ресурсов. Вот только никаких замеров в ходе проверки не проводилось. Все выводы, включая основной -превышение допустимого объема размещения отходов - сделаны на основании изучения документов.
Насколько хорошо были изучены документы - тоже вопрос. Заявление сотрудников ведомства о том, что лимит размещения отходов превышен, опровергают специалисты МКП "Вторресурсы". Дело в том, что расчет вместимости полигона определяется как 4,235 тысячи кубометров в разрыхленной массе, которая уменьшается в четыре раза после уплотнения. Лимит по уплотненным отходам -1 058 750 кубических метров.
- Инспектор по непонятным для нас причинам сравнивает уплотненные отходы с разрыхленной массой. По данным МКП "Вторресурсы", на 1 января 2020 года на полигон поступило 2,554 тысячи кубических метров разрыхленных отходов, что составляет 60 процентов от проектного объема, - говорится в возражениях по акту проверки, которые направлены предприятием в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора.
Региональный оператор отказывается оплачивать размещение на полигоне отходов IV класса опасности. Асбестовский полигон терпит убытки...
Сейчас муниципальное предприятие ждет ответа ведомства. За его судьбой наблюдают и другие муниципалитеты, в частности - городской округ Рефтинский, который оказался в схожей ситуации.
Стоит отметить, что проблема неплатежей коснулась в первую очередь муниципальных предприятий. Поэтому сейчас муниципальные объекты уходят в частные руки - так произошло с полигоном Каменска-Уральского и Сухого Лога. Последний теперь принадлежит нижнетагильцам. Коммерческим предприятиям в этом плане проще - они могут закрыть полигон, чтобы не терпеть убытки.
А муниципальные обязаны продолжать работать в интересах граждан.
В администрации поселка Рефтинский, где полигоном по-прежнему владеет муниципалитет, подтвердили, что размещение отходов IV класса опасности "Спецавтобаза" не оплачивает. Но есть надежда, что муниципальное предприятие, обслуживающее полигон, все же получит свои деньги. В этом году муниципалитету выделили средства на доработку проекта, а это прямой путь к получению лицензии.
- У нас это идет как увеличение расходных полномочий, - пояснила заместитель главы администрации городского округа Рефтинский Татьяна Карпова. - Нам разрешено деньги местного бюджета направить на доработку проекта полигона и зону санитарной очистки. Но за год мы вряд ли успеем это сделать. Истратим, скорее всего, только половину суммы, а потом снова будем просить в области деньги на следующий год. Сейчас стараемся очень грамотно разработать техзадание, чтобы торги объявить в ближайшее время.
"Асбестовский рабочий"
|