Депутаты Госдумы готовят законопроект, исключающий термин "угон" из Уголовного кодекса. Депутаты Госдумы готовят законопроект, исключающий
термин "угон" из Уголовного кодекса. Хищение машины предлагается
приравнять к тяжким преступлениям и наказывать соответственно. В
частности, документ устанавливает нижнюю планку тюремного срока. И
максимальное наказание – 15 лет тюрьмы. Согласно законопроекту, текст которого оказался в распоряжении
"Газеты.Ru", автоворы не смогут отделаться условным сроком. Один из
авторов проекта, депутат от "Единой России" Вячеслав Лысаков, известный
своим рвением в процессе возврата разрешенных промилле, уже вносил в
Госдуму поправки об ужесточении наказаний за угон машин, но сам же
отозвал этот проект, посчитав его недоработанным. "Две предыдущие попытки прежних созывов в Думе по ужесточению
наказания за угон, к сожалению, оказались неудачными. Были попытки со
стороны МВД, страховщиков, но по разным причинам поправки не прошли. Не
так давно Дмитрий Медведев высказался по поводу необходимости
определения нижних пределов наказания в статьях УК РФ. Раз это было
сказано премьером, а слово не воробей, мы, используя момент, предлагаем
нижний предел санкций", - прокомментировал Лысаков изданию. Депутат предлагает изменить формулировки статьи 166 УК РФ
("Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством
без цели хищения") и установить новые сроки. В настоящий момент
наказание по данной статье предусматривает штраф в размере до 120 тысяч
рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период до одного года. Альтернативное наказание – ограничение свободы на
срок до 3 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на
срок до 5 лет. Сейчас пойманные угонщики зачастую настаивалют на том, что взяли
машину "покататься" и отделывалются условными сроками. "Угон без цели
хищения – абсолютный бред: я считаю, что если машину угнали, то ее
похитили, поэтому нужны новые формулировки и новые санкции. Эта статья в
УК появилась в 1965 году, и тогда было совсем другое время: тогда было
так мало машин, что действительно могли угонять, чтобы просто поездить и
бросить. А сейчас это отлаженный многомиллиардный криминальный бизнес:
машины почти всегда угоняют с корыстной целью. Нередко для этого
специально привлекают молодежь или подростков, которые знают, что,
угоняя машину, они почти ничем не рискуют", - заявил Лысаков, отмечая,
что количество угонов постоянно растет, а вот раскрываемость этих
преступлений оставляет желать лучшего. В случае принятия нового законопроекта из статьи 166 будет исключена
фраза "без цели хищения", соответственно угон будет приравниваться к
краже. Минимальное наказание составит от 5 до 7 лет (по части 1 статьи
166). Нынешнее наказание по этой части указано выше. "Оно теперь будет
считаться уже тяжким преступлением, а раз тяжкое, то и нельзя будет так
легко получить условный срок, не будет уже никаких штрафов. Сейчас 52%
приговоров по данной статье предусматривают именно условное наказание. Я
считают, что это ведет к прямому пополнению кадрового резерва
преступных группировок", - указывает Лысаков. За угон, совершенный группой лиц по предварительному сговору или с
применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой
применения такого насилия, предлагается сажать на 6-10 лет (часть 2
статьи 166). Сейчас за это деяние грозит штраф до 200 тысяч рублей либо
лишение свободы на срок до 7 лет. "Фактически эта статья будет
приравнена к грабежу", - отмечает Лысаков. Часть 3 этой же статьи, под которую подпадают организованные
преступные группы или преступники, причинившие особо крупный ущерб, в
настоящее время предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет.
Проект меняет это наказание на 7-12 лет лишения свободы. И, наконец, часть 4, которая предусматривает наказание за деяния,
описанные в предыдущих частях статьи, но сопряженное с насилием, опасным
для жизни и здоровья граждан, будет караться лишением свободы на срок
от 8 до 15 лет. В настоящее время - лишением свободы на срок до 12 лет.
"Деяния по последним частям, по сути, буду приравнены к разбою", -
добавил депутат. Лысаков также отмечает, что угонщик готов пойти и на другие
преступления, пытаясь скрыться от погони, например. Он может выехать на
встречку, проехать на красный сигнал светофора, тем самым угрожая
безопасности других участников дорожного движения. "И когда критики
говорят, что у нас за ДТП со смертельным исходом дают меньше, чем
предлагается за угон, то я отвечаю: в таких ДТП нет умысла: как правило,
это несчастный случай. А здесь деяние абсолютно умышленное", -
подчеркнул единоросс. По данным издания, средняя раскрываемость угонов в
России составляет 19%. Текст законопроекта практически готов и в ближайшее время будет
обсуждаться в рабочей группе, после чего проект внесут на рассмотрение
Госдумы. Ожидается, что в парламент документы поступят до конца февраля. Директор по развитию группы компаний "Цезарь Сателлит" Игорь Хереш
считает, что вместо того, чтобы ужесточать наказание, лучше повышать
раскрываемость подобных преступлений. "Мы здесь в городе живем, но не
представляем, что творится в селах и маленьких городах, где машину порой
берут просто без спроса - покататься. Это, конечно, ненормально, но это
не значит, что такого человека надо изолировать от общества на 5-15
лет. Проблема в том, что полиции тяжело доказать, была ли цель наживы:
не хватает сил и умений. Поэтому пусть всё будет просто: раз сел за
руль, значит сразу пять лет. Это, конечно, облегчит работу полиции, но
не повод вводить такую статью. Надо просто хорошо расследовать дела", -
прокомментировал изданию эксперт. |