ГИБДД разрешит водителям оставить место аварии, в случае если в ДТП нет пострадавших, а водители на месте договорились, кто виноват. Новый подробный алгоритм действий указан в подготовленных поправках к Правилам дорожного движения (ПДД). В ведомстве рассчитывают, что водители перестанут бояться, что их лишат прав за «оставление места ДТП». Госавтоинспекция заинтересована в том, чтобы водители лишний раз не тревожили инспекторов: за прошедший год на оформление мелких аварий было потрачено 1,3 млрд руб.
ГИБДД разработала поправки к ПДД, подробно изложив в них четкий алгоритм действий водителей, попавших в аварию. Рассматриваются четыре возможных сценария. Первый вариант: если произошло ДТП с пострадавшими, водители обязаны вызвать скорую помощь и полицейских, которые и оформят протокол происшествия. Если поврежденные машины мешают движению, автовладельцы обязаны освободить дорогу, предварительно зафиксировав на фото (или схематично) расположение автомобилей, а также «следы и предметы, относящиеся к происшествию». Второй вариант: если в ДТП нет пострадавших, но водители не определили, кто из них виноват, они обязаны освободить проезжую часть (если машины мешают проезду), зафиксировав место аварии на фото, после чего вызвать полицию. Если же участники аварии на месте договорились, кто виноват в происшествии, они предпринимают те же действия, что и во втором варианте, но не вызывают инспектора, а отправляются на ближайший пост ДПС или в отделение ГИБДД, где оформляют протокол. И наконец, четвертый сценарий возможен только при минимальном размере ущерба (до 25 тыс. руб. на каждую машину). В этом случае полиция вообще не нужна: водители рисуют схему ДТП, заполняют бланки извещений об аварии (прилагаются к полису ОСАГО) и затем направляют все эти документы страховщику.
Вышеописанные правила действуют и сейчас, но, как признают в ГИБДД, в «несколько запутанном виде». В 2013 году «упрощенкой», то есть оформлением транспортного происшествия без участия полиции, воспользовались всего 9% всех водителей, попавших в ДТП. Дело в том, что получить возмещение ущерба от страховой компании после аварии без справки ГИБДД можно только в том случае, если сумма ущерба не превышает 25 тыс. руб. (так называемый европротокол). Водители боятся, что убытки могут составить большую сумму, чем кажется на первый взгляд. К тому же многие просто не знают правил: граждане предпочитают вообще не трогать с места столкнувшиеся автомобили, поскольку опасаются, что инспекторы расценят это как «оставление места ДТП» (грозит лишением прав) и не выдадут справку для страховой компании. Чтобы исключить двоякое толкование закона, в новых ПДД появится фраза: «разрешено оставить место ДТП, не сообщая в полицию» о случившемся.
По данным ГИБДД, в 95% всех оформленных в РФ аварий (3,8 млн — в 2013 году) вред был нанесен только имуществу, то есть инспектора можно было вообще не вызывать. При этом полиция не имеет право отказать автовладельцу: если тот позвонил в дежурную часть и требует оформить ДТП, инспектор приедет в любом случае. ГИБДД посчитала, что на оформление мелких ДТП без пострадавших (в среднем по часу на каждое) бюджет потратил в 2013 году 1,3 млрд руб.
«Новая редакция ПДД только запутает водителей,— считает правозащитник и юрист Лев Воропаев.— Как водители будут составлять схему аварии, если им даже расстояние между машинами нечем измерить? Самим же гаишникам придется эти схемы потом как-то разбирать. Лучше бы они указали в ПДД сумму ущерба, при которой можно оформлять ДТП без полиции. А то у нас многие даже не знают об этом ограничении, а потом удивляются, почему страховая не платит».
Предложенные ГИБДД поправки к правилам должны пройти общественное обсуждение на портале regulation.gov.ru до конца апреля. Дату вступления их в силу определит правительство.
Источник: prgazeta.ru
|