Предлагаем вниманию читателей книгу известного краеведа Л.Ф. Амосовой о зарождении Асбеста и судьбе первой учительницы города - Фаины Игнатьевны Аввакумовой.
Правительственная награда
Фаина Игнатьевна возвращалась с работы. Ее огромный черный портфель был набит тетрадями. Ласково пригревало апрельское солнце. «Через неделю мне шестьдесят, и не жила как будто». Цифру «60» вслух произносить не решалась, не верилось,что уже прожито столько. Сколько воды утекло за эти годы, выросли дети, разлетелись, кто куда, обзавелись семьями, она уже бабушка. Фаина Игнатьевна помнила, как они с мужем мечтали иметь много детей. Прошли годы, она так и не узнала, где похоронен ее муж Михаил Михайлович. Каждый год продолжала ходить с цветами на братскую могилу асбестовцев, погибших в гражданскую войну. Школьники и жители города ухаживали за могилой, высаживали цветы, в праздничные дни проводили здесь пионерские линейки, митинги.
«Детей Бог много не дал, может, внуков дождусь» — подумала она, приближаясь к дому. Во дворе встретила соседку.
«Здравствуйте, Фаина Игнатьевна, ко мне сын Александр приехал с женой, жить у меня пока будут, — радостно сообщила та, — заходите вечерком, познакомлю».
«Спасибо, Афанасия Васильевна, обязательно зайду поздравить вас с днем рождения».
Из подъезда выскочил семиклассник Коля Девятков, младший сын Афанасии Васильевны, на ходу застегивая пуговицы на куртке: «Фаина Игнатьевна, вы проверили мой диктант? Как я написал?».
«Еще не проверяла, вечерком забеги, Коля» — она присела на скамеечку.
Через час принесли телеграмму из Москвы от сына, в которой он сообщал о Правительственной награде. Она несколько раз внимательно перечитала текст телеграммы, прижала маленький листочек, дорогую весточку от сына к груди. Вечером пришла ее поздравить Наталья Прокопьевна. Они долго сидели за чаем, вспоминая прожитые годы, крохотное жалование учительницы, которое то выдавали, то надолго задерживали, пайки в голодные двадцатые, совместную работу в школе, в детском доме, бессонные ночи во время эпидемии тифа. Рассматривая семейный альбом, прослезились, вспоминая Сережу. Радовались успехам своих учеников. Сколько их было за эти годы! Самые первые уже бабушками стали, а они учат их внуков и даже правнуков.
Через несколько дней в школу № 1 имени М. Горького приехала группа сотрудников Свердловской областной киностудии снимать документальный фильм о первой учительнице Асбеста, награжденной Правительственной наградой.
Фаина Игнатьевна волновалась, волновались ее ученики. Летние каникулы ее ребята из 6 «а» запомнили на всю жизнь. Как только кинооператоры уехали, на следующий день ребята стали бегать во Дворец культуры, следить за афишами. Прошел месяц, а фильм так и не показывали. Уже половина класса разъехалась на каникулы, а те, кто остался, продолжали дежурить у Дворца культуры. Ребята решили: «Не пропустим!». Они просмотрели всe фильмы, все документальные киножурналы, а денег-то сколько потратили! (за киножурнал дополнительно платили по десять копеек). Но то, ради чего они бегали, никак не показывали «Наверное, обманули» — говорили им с завистью ребята из других классов. Никто не верил, что ребятишек из Асбеста могут показать в кино. Каждый раз, просмотрев очередной фильм, они бежали на улицу Дзержинского, где жила их любимая учительница Фаина Игнатьевна Аввакумова, и, не заходя в квартиру, кричали с улицы: «Фаина Игнатьевна, сегодня опять не было кино про наш класс». Она с улыбкой звала их к себе, угощала пирожками, поила чаем. Успокоившись, ребята расходились по домам.
Вечером поздравить Фаину Игнатьевну пришли коллеги, друзья, ее ученики: Анна Гущина, Петр Дубленных, Константин Тарасевич. Такая весть быстро разлетелась по небольшому городку. Двери ее квартиры не закрывались: уходили одни, приходили другие. Все эти годы Фаина Игнатьевна находила смысл жизни в творческом труде. Тринадцать лет она возглавляла начальную школу № 1. Коллектив был небольшой, с ней работали О.А. Никитина, B.C. Соколова, Н.П. Шабурова.
Фаина Игнатьевна о награде не думала. Поощрять других у нее вошло в привычку. Узнав о Постановлении Президиума Верховного Совета СССР, она поняла, что в ее жизни, и в истории народного образования города произошло что-то очень значительное. Эта награда — заслуга всего коллектива педагогов и это сообщение взволновало ее.
На память пришел двадцать пятый год. Партийная конференция. Тогда чествовали первого Героя Труда, награжденного Орденом Трудового Красного Знамени, Ивана Николаевича Головина. И вот теперь она, первая среди учителей города, награждена Правительственной наградой! Известие об этом обрадовало всех.
«Правительство заметило работу учителей, о нас знают! Спасибо вам, коллеги!» — так говорила Аввакумова поздравлявшим ее педагогам.
Вскоре из Москвы пришло приглашение в Кремль на торжественное вручение награды. Фаина Игнатьевна успешно завершила со 100 % успеваемостью еще один учебный год. Ее ученики не подвели свою учительницу, показали хорошие знания по русскому языку и литературе. В начале июля Ф.И. Аввакумова поехала в Москву, предвкушая радость встречи с сыновьями и внуками. Долго искала в Свердловске только что вышедшую книгу П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка». В одном из киосков ей объяснили, что тираж этой книги небольшой, всего одиннадцать экземпляров, поэтому в продажу она не поступала. «Жаль, хороший был бы подарок внукам!» — подумала она.
На Казанском вокзале ее встречали сыновья Павел и Николай с женой и детьми. Были радостные и волнительные прогулки по Москве. Фаина Игнатьевна посетила выставку московских художников, побывала в церкви, в которой венчался А.С. Пушкин. Наконец, наступил долгожданный день 13 июля 1939 года. Утро было теплым и свежим после ночной грозы. Улицы Москвы сверкали умытые и очищенные проливным дождем. Пыль с листьев была смыта, и липы радостно шелестели зеленой листвой. Сидя у окна троллейбуса, Фаина Игнатьевна любовалась панорамой города. Радость переполняла ее и это настраивало на размышления о профессии, о которой мечталось еще в юности. И вот теперь, когда Ф.И. Аввакумова шла в Кремль за наградой, она была уверена, что не зря выбрала профессию учителя. Все годы она была на виду у людей, вся жизнь открыта перед ними. Что сказала, сделала, как поступила в той или иной ситуации, все оценивалось со стороны живущими рядом.
«Прошла целая жизнь, быть может, не напрасно?» — с такими мыслями Фаина Игнатьевна шла на встречу с М.И. Калининым, председателем ВЦИК.
В этот день в Георгиевском зале Кремля медали вручали группе металлургов. Разглядывая зал, Фаина Игнатьевна пыталась запомнить как можно больше деталей, чтобы потом рассказать своим коллегам и ученикам. С особым интересом она смотрела на незнакомых людей, стараясь угадать, кто откуда. Сегодняшние герои представляли чуть ли не всю страну. В зале разговаривали шепотом.
Огромные двери открылись, и Михаил Иванович Калинин вошел в зал. Она узнала его сразу. У Фаины Игнатьевны перехватило дыхание, когда началось вручение наград.
«Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся успехи в деле школьного обучения и советского воспитания детей, за отличную постановку учебной работы и активное участие в общественной жизни учительница асбестовской средней школы — сердце забилось сильнее — Аввакумова Фаина Игнатьевна, — как сквозь сон услышала она свое имя, — награждена медалью «За трудовое отличие!». Зал грянул аплодисментами. Поправив волосы, она медленно пошла, навстречу ей шел М.И. Калинин. Он вручил ей коробочку с медалью и удостоверение с красными корочками.
«Учителем надо родиться» — сказал М.И. Калинин и его пристальный взгляд был направлен сквозь очки прямо на нее. Почти в ту же секунду за ее спиной раздался гром аплодисментов.
«Благодарю Вас, для меня это очень высокая награда и очень большая ответственность. Постараюсь оправдать награду своим трудом». В этот миг она особенно остро осознала, что нет для нее ничего более желанного, чем выполнять свой учительский долг, до конца быть нужной людям.
Никогда больше ей не доводилось встречаться с членами правительства так близко. Пока шло вручение наград, она вспомнила, как в 1921 году готовили детский дом к встрече с М.И. Калининым. Он тогда приезжал на Урал, но на Асбестовые рудники так и не заехал. Калинин посетил Екатеринбург, Нижний Тагил, Кушву, Алапаевск. Везде он, встречаясь с народом, разъяснял сущность новой экономической политики, знакомился с положением в промышленности и в сельском хозяйстве. Накануне пятой годовщины советской власти, в марте месяце газета «Известия» опубликовала Обращение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета ко всему крестьянству. Положение в стране было тяжелым. Школы разорены, во многих губерниях учителя голодали, дети мерзли во время занятий. Не было пособий, тетрадей, карандашей. Пятый Всероссийский Съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, выслушав сообщение о тяжелом положении школы, принял Постановление, которым обязывал все органы Советской власти отдать все силы делу восстановления и развития народного просвещения. На местах заключались договора о создании школ и обеспечении учителей за счет населения.
«Крестьяне! Помогите вашей рабоче-крестьянской власти поднять дело народного просвещения! — писал М.И. Калинин. — Не жалейте нескольких лишних фунтов хлеба на школу и учителя! Этот засев даст хороший урожай! Поддержите народную школу и народного учителя всеми средствами».
После вручения наград всех повели в Ленинский Мавзолей. Длинная вереница людей двигалась из Александровского сада по Красной площади. Здесь, на этой площади, она испытала необыкновенное волнение! Молча шла к Ильичу со своими мыслями и чувствами. Сегодня и она имеет счастье увидеть ЕГО. Бронзовые Двери распахиваются, и Фаина Игнатьевна входит в залитое слабым рассеянным светом помещение. Спускается по ступеням, счет которым от волнения потеряла. В гранитном зале неожиданно натыкается на строгий прицеленный взгляд солдата и чуть левее видит Владимира Ильича. Никаких украшений, все просто. Не Сдерживаясь, люди проходят мимо.
С благоговением Фаина Игнатьевна останавливается перед захоронением величайшего писателя А.М. Горького у Кремлевской стены. Сын Николай много рассказывал о своих встречах с Алексеем Максимовичем, когда писал его портреты. В день похорон писателя «Комсомолка» напечатала один из таких портретов. Фаина Игнатьевна хранила газету, приносила ее в школу на траурный митинг. У портрета стояли пионеры с салютом, на их галстуках были нашиты черные ленты. Она помнила, как выпускники средней школы № 1 в тридцать седьмом году обратились в гороно с просьбой присвоить их школе имя пролетарского писателя. Уже два года Ф.И. Аввакумова работает в этой школе, преподает русский язык и литературу. Проходя вдоль Кремлевской стены, она читает имена: «Джон Рид», «Клара Цеткин», «А.В. Луначарский», «Рутенберг», старается удержать их в памяти, чтобы рассказать об увиденном своим ученикам.
...Вечером награжденных чествовали в ресторане «Метрополь». Фаина Игнтьевна Аввакумова получила эмоциональный заряд такой силы, что его хватило на многие последующие годы. Ей памятна была каждая минута того незабываемого дня, никогда еще она не ощущала себя в таком единстве со всей страной.
«Нет на земле места, которое могло бы так воодушевить, зажечь, как столица нашей Родины» — думала она, возвращаясь в родной Асбест, где ее ждали любимая работа и ученики. Ей хотелось поскорее поделиться своим счастьем с асбестовцами.
В городе приезда Ф.И. Аввакумовой ждали. Состоялись многочисленные встречи с учителями и учащимися. На страницах газеты «Асбестовский рабочий» был напечатан текст Правительственной телеграммы, поздравления от городского комитета партии, горисполкома, комитета комсомола, гороно. В эти дни море цветов, поздравительных телеграмм и открыток получила первая учительница Асбестовых приисков Фаина Игнатьевна Аввакумова от своих учеников из разных городов необъятной страны.
Продолжение следует.
Л. Амосова. Асбест. Жизнь и судьба. 2005 г.
|